Марина Дрожинская
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли учё ные: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2016
Установлено, что развитие сенсорных способностей, формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях современного ДОО (дошкольная образовательная организация) возможно только при решении задач сенсорного развития в различных видах деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность, реализуемых преимущественно в дидактической игре, игре-экспериментировании, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Важное значение для достижения качества образовательной работы в дошкольных образовательных организациях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает внимание;
- развивает наблюдательность;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- позитивно влияет на эстетические чувства;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-готовит к реальной жизни.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст- период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путё м: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.
Дидактическая игра “ Бассейн с сюрпризом”
Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны : форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.
Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др., мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.
Ход игры:1. Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.
Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, и не фасоль,
а разноцветные «сюрпризы».
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.
Данное пособие может сопровождаться музыкой. Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:
ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать.
(стучим киндер – сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами)
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(шумим шумелками)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по столу (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим по столу (медленно) .
После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними.
Дидактическая игра «Весёлые пробочки»
Цели: развитие логического и наглядно-действенного, образного мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.
Создания эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.
Знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.