Татьяна Коновалова
Сотрудничество детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия со сверстниками сегодня приобретает особую значимость. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие. Поэтому, считаю необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Ведь не секрет, что в три-четыре года один уже загадки придумывает, сказки – в то время как другой даже не понимает, как такое возможно. Эта громадная разница между детьми, с одной стороны, может быть для них очень плодотворна, а с другой – чревата обидами, огорчениями. Поэтому мы должны все время наблюдать и вовремя сделать так, чтобы разница между детьми не приводила к конфликту.
Публикация «Сотрудничество детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Уже начиная с младшей группы, я стараюсь создавать условия для развития сотрудничества в разных видах деятельности: это обучение, игровая, трудовая, продуктивная и др. Обучения навыкам сотрудничества провожу через игру, так как игра является ведущим видом деятельности.
Приняв младшую группу, во – первых мне бы очень хотелось, чтобы дети познакомились ближе, подружились. Например, прежде чем сесть за стол, я говорила детям: «Давайте встанем, и сделаем красивый кружочек, как Солнышко, кругленький – кругленький. А сейчас мы сядем с вами за стол, но: вы посмотрите друг на друга, улыбнитесь, выберите себе пару, подойдите и ласково так возьмите за ручку. И только тогда уже садитесь.
Очень нравится мне игра «Магнит» Вношу в группу волшебный предмет - магнит. Спрашиваю у детей, знают ли они, что это за предмет, а затем вместе с детьми проводим эксперимент (как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздики, скрепки и др. предметы). В заключении проговариваю о том, что иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? Конечно же дети отвечают: «Да». «Вот видите ваши мамы и папы, как магнитики, притягивают вас к себе. А сейчас я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом.
Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она, в этот момент – магнит. Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
Стараясь чередовать различные виды деятельности (аппликация, лепка, конструирование, настольные и дидактические игры) выдвигаю проблему и приучаю детей выходить из этой проблемы разными способами.
Вечером я принесла пирамидку. Ребят заинтересовала новая игрушка. Всем хотелось поиграть. Проблема была в том, что пирамидка одна, а ребят много (7 человек). Спросила ребят, как же выйти из положения, чтобы никого не обидеть и надо сделать так, чтобы все одновременно поиграли? Ребята смотрели на меня не понимающе. После долгой паузы, предложила рассмотреть пирамидку. Сколько колец в пирамидке? Дети ответили – много. А вас сколько – тоже много. Тогда Илья предложил раздать каждому по кольцу и вместе собрать пирамидку. Разобрав пирамидку, дети начали ее собирать. В итоге у всех детей была на лице улыбка. Я задала вопрос детям: «Как вы так быстро собрали пирамидку?». «Потому что мы работали вместе» - ответили дети
Если в старших группах дети играют группами, то в младшем возрасте моя задача сдружить попарно. К тому же, здесь всегда находится тот, который не знает, как с чем-то играть – и тот, который может показать в какой-то игре свою умелость. Моя задача – переключить такую встречу из потенциально конфликтной в радостную. Оба наигрались, и у тебя хорошо, и у меня хорошо – вот тогда будет содружество. Во время игр наблюдаю за детьми и стараюсь сделать так, чтобы разница между детьми не приводила к конфликту.
Попробуем слегка поучаствовать в событиях. Дима просто катает машинку. Максим очень сообразительный мальчик – сбегал, принес шнурок «налил бензин». У Димы сразу же пропал интерес к катанию машинки, он пытается завладеть шнурком, ему тоже захотелось заправить машину «бензином», вот-вот возникнет конфликт. Здесь я и стараюсь быть соучастником игры. Я поясняю мальчишкам, когда шофер едет очень долго он устает, а когда он устает – то может случиться авария. Чтобы этого не случилось водители в дороге, если она длинная должны меняться местами. Не пора ли вам поменяться. Так мальчишки поменялись ролями. Они расстались - друзьями. Один и другой с хорошим настроением. Один воспользовался машинкой товарища и наигрался, а второй - теперь знает, что ему с этой машинкой делать, научили же. Содружество детей так и зарождается : когда дети расстаются довольные друг с другом.
Так, шаг за шагом развивается сотрудничество. Я всегда учитываю способности и возможности детей, и постепенно все усложняю, одновременно стараясь не отбивать интереса к новому.