Олина Калиева
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность к школе»
Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.
Готовность к обучению в школе включает в себя следующие элементы:
• мотивация к обучению;
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
• развитие воли;
• умение контролировать своё поведение;
• интеллектуальное развитие;
• умение понимать смысл сказанного.
Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается. Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры, хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях.
На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.
При поступлении в школу ребё нок должен знать:
• Свое ФИО;
• Свою дату рождения и возраст;
• ФИО родителей, их профессии;
• Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;
• Главные достопримечательности своего края;
• Название своей страны и её столицы;
• Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года;
• Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;
• Растения и знать, где они растут;
• Части человеческого тела;
• Названия профессий;
• Русские народные сказки;
• Великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин, Ф. И. Тютчев, их основные детские произведения;
И уметь:
• Различать живое и неживое, рода (мужской и женский,число (единственное и множественное, времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т. д. ; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;
• Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;
• Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;
• Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;
• Составить рассказ по предъявленной картинке;
• Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;
• Разделять слова на слоги притопами или хлопками;
• Различать согласные и гласные звуки;
• Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: «дом», «мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»;
• Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
• Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;
• Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);
• Делать аппликации из разноцветной бумаги;
• Лепить из пластилина и глины;
• Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;
• Соотносить цифру с количеством предметов;
• Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;
• Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;
• Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры;
Рекомендации по подготовке ребенка к школе
Первое, что нужно делать – развивать речь. Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос ( На вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»). Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений.
Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму).
Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, вести диалог. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит – так он научится составлять рассказ по картинке. Читайте ему рассказы сказки (если уже умеет, то пусть лучше сам читает) и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию.
Также важно уметь произносить все звуки. Если у ребёнка проблемы с произношением, обратитесь к логопеду или найдите упражнения для развития этих звуков и работайте самостоятельно. Случается, что родители так привыкают к речи ребёнка, что не замечают в ней дефектов, поэтому ещё раз внимательно проверьте, все ли звуки произносит ваш ребёнок.
Попробуйте сделать более «продвинутый» рассказ по картинкам – предложите ребёнку не одну картинку, а сразу серию картинок и попросите составить рассказ, пусть он научится связывать начало, продолжение и конец рассказа.
Вам следует контролировать не только произношение отдельных звуков, но и речь ребёнка в целом – её темп и окраску, правильность. Спокойно указывайте ему на его ошибки на те элементы речи, которые вы хотите откорректировать. Научите его контролировать свою речь (не говорить слишком быстро, строить фразу в уме перед произнесением вслух, разговаривайте с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные фильмы. Попросите малыша описать сюжет, назвать героев, рассказать о них, назвать главных героев.
Попросите его придумать слова: имеющие противоположное значение, сходное значение, уменьшительно-ласкательные. Предложите ему закончить начатое вами предложение.
Задавайте ребёнку вопросы, о которых ему нужно будет подумать – очень важно, чтобы ребёнок учился размышлять. Читайте познавательные книги про родину, природу, космос, путешественников и т. д.
На развитие ребёнка влияют также внешние источники информации – телевидение, журналы, газеты, Интернет. Всё это контролировать нужно очень осторожно: держа ребёнка в «ежовых рукавицах», вы врят ли добьётесь положительного результата, а если и добьётесь, то временного. Учитывайте, что когда вы строго-настрого запрещаете смотреть ребёнку какой-то телеканал, то именно этот канал и будет представлять собой особый интерес.