Екатерина Копылова
Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание среди подготовительных групп
«Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста
к обучению в школе»
Здравствуйте уважаемые родители!
Рады приветствовать вас, в нашем прекрасном зале. Очень важную информацию сообщит Морозова Людмиле Николаевне.
Публикация «Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о подготовке к школе. Нашу встречу мне хотелось бы начать с практического задания. Давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.
Практическое задание № 1
Инструкция: У каждого из вас есть карандаш и листок. Напишите на них главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс, ваши ожидания. А в конце года на заключительном общем родительском собрании, мы посмотрим, оправдались наши ожидания. Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители складывают листочки, в вазы передавая по очереди.
Практическое задание № 2
Инструкция: Проверьте самих себя, насколько хорошо вы знаете своих детей. Я задаю вопрос, а вы выполняете следующие движения. Выполняют все вместе дружно.
Если
• “Да” - один хлопок
• “Нет” - один притоп
• “Не знаю” - тишина в ответ
Вопросы:
1. Добрый ли ваш ребенок?
2. Вежливый ваш ребенок?
3. Общительный ваш ребенок?
4. Щедрый ваш ребенок?
5. Внимательный ваш ребенок?
6. Правдивый ли ваш ребенок?
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
8. Справедливый ли ваш ребенок?
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
10. Ответственный ли ваш ребенок?
Известные слова Венгер Л. А., “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”
Пройдет этот год и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка. Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении с взрослыми и сверстниками. Успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Что в вашем понимании уважаемые родители, должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе? (ответы родителей).
Уважаемые родители, вы постарались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Прошу вас обратить внимание на эту схему (психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на слайде)
Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическу и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? (родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения).
Психолог подводит итоги обсуждения: “ Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течение 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.
Предлагаю весё лую разминку: вызывается суфлёр из родителей (человек который будет показывать движения, а люди в зале за ним повторять). Все остальные приподнимаются и остаются стоять на своих местах. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен, суфлёр внимательно слушает, демонстрирует движения, а зал за ним повторяет. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
танец кистей рук
танец рук
танец головы
танец плеч
танец живота
танец ног
Интервью
Спасибо Татьяна Ивановна. Нам было интересно, что наши воспитанники думают, про школу и взяли у них интервью, с которым хотим вас познакомить.
Рассмотрим психологическую готовность.
Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Мотивационная готовность и эмоционально волевая сфера…
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Но бывает, что иногда не хочется идти в школу. Какие могут быть причины? Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
3) Интеллектуальная готовность предполагает :
развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать : (должен уметь рассказать о себе)
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Без дефектов речевого развития.
Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения.
Сейчас итоги исследования, которое проходило в сентябре по ноябрь, прошли диагностику 77 воспитанников.
Задачи:
• определить психологическую готовность воспитанников к школьному обучению.
• определить основные компоненты готовности воспитанников к школьному обучению;
Что входило в диагностический комплекс:
1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.
Ориентация в окружающей среде, запас знаний. Данные выявлялись в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследовании.
2. Оценка социального компонента школьной зрелости.
В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения.
3. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости
По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций, заинтересованность ребенка в выполнении задания и т. п. Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.
По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированности волевых качеств и привычек.
Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения анализируются показатели ребенка по всем проведенным методикам.
В заключение, еще раз выделим основные моменты:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста, приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе.
Не старайтесь определять, специальной задачей научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.
Кто желает узнать больше итоги диагностики по каждому ребёнку, приходите на индивидуальную консультацию.
Приложение 1
Проблемные ситуации
Проблемная задача 1
Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно
чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:
- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню, через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!
Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации?8
Проблемная задача 2
Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у
неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё : «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?
Проблемная задача 3
Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям.
Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации?
Проблемная задача 4
Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что
«троечницу» она встречать у школы не будет.
Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации.
Проблемная задача 5
Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе?
Вопросы: Как вы оцениваете поведение родителей? Нужно ли помогать ребёнку
в учебной деятельности?