Татьяна Шидловская
Психокоррекционная программа коррекции агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы
Психокоррекционная программа коррекции агрессивности
На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника, развитию у него положительных гуманных качеств. Однако, результаты исследований психологов говорят о том, что в последнее время число детей, имеющих различные нарушения в личностной сфере увеличилось на 10-12%.
Проблема образования негативных качеств тем более стоит остро, что в этом возрасте отрицательные формы поведения приобретают устойчивый характер. Поэтому существует необходимость коррекции поведения (агрессивного) детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим определяется цель психокоррекционной программы : коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Психокоррекционная программа коррекции агрессивности» размещена в разделах
Цель конкретизируется следующими задачами:
1. Снижение уровня агрессивности.
2. Налаживание контакта со сверстниками.
3. Формирование поведенческих стереотипов взаимоотношений со сверстниками.
4. Закрепление достигнутых результатов.
Психокоррекционная программа построена с учетом следующих принципов:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип приоритетности каузального типа.
3. Принцип программного изучения.
4. Деятельный принцип коррекции.
Программа имеет поблочную структуру. Занятия первого блока предлагают ребенку способы снятия агрессивного поведения, занятия второго блока направлены на формирование поведенческих стереотипов, закрепление полученных навыков – цель третьего блока.
Условие перехода на следующий этап – достижение цели предыдущего.
Занятия рекомендуется проводить три раза в неделю в подгрупповой (в I блоке) и групповой (во II-III-м блоке) форме. Длительность занятия 30-35 минут. Общая продолжительность работы 50 минут. Предполагаемые результаты психокоррекционной программы :
а) снятие агрессивных проявлений
б) гармоничные отношения со сверстниками.
Тематический план программ.
Содержание
t(м) Общее
время
Блок I.
Цель: Коррекция агрессивности. Формирование способности к самоуправлению агрессивности поведения.
Занятие 1. «Я вижу»
Цель: Установление доверительных отношений между взрослым и ребенком, адаптация к кабинету.
«Два барана»
Цель: Снятие агрессивности. Дать возможность ребенку выплеснуть гнев, снять напряжение.
«Брыкание»
Цель: Эмоциональная разрядка, снятие психического напряжения через мышечное.
«Подушечные бои»
Цель: Обыгрывание агрессии, снятие напряжения.
Этюд на расслабление «Каждый спит»
Занятие 2. «Выбиваем пыль»
Цель: Обыгрывание агрессивности через физическую нагрузку
«Сломанная кукла»
Цель: снятие напряжения, контроль за действиями.
«Падающая башня»
Цель: Обыгрывание агрессивности.
«Ласковые лапки»
Цель: Снять мышечное напряжение, помочь снизить агрессивность, гармонизировать отношения между детьми.
Занятие 3. «Воздушные шары»
Цель: Обыгрывание агрессивности.
«Жужа»
Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать возможность посмотреть на себя глазами окружающих, учить управлять своими действиями, эмоциями.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цель: (Снятие) учить контролировать агрессивные проявления.
«Брыкание» (модификация)
Цель: Снятие мышечного напряжения.
Занятие 4. «Штурм крепости»
Цель: Коррекция агрессивности.
«Толкалки»
Цель: Учить детей контролировать свои действия.
«Солнечный зайчик»
Цель: Физическое расслабление.
Занятие 5. Арт-терапия.
Цель: Снижение уровня агрессивности.
Блок II.
Цель: Формирование поведенческих стереотипов в соответствии с общепринятыми нормами.
Занятие 6. «Поссорились два петушка»
Цель: Развитие раскованности, самоконтроля.
«Лепим сказку»
Цель: Развитие навыков совместной деятельности, косвенное снятие агрессивности.
Занятие 7. «Тук – тебя – дух».
Цель: Снятие негативного напряжения и восстановление сил.
«Разыгрывание ситуаций»
Цель: Формирование стереотипов поведения.
Занятие 8. Арт-терапия.
Цель: Коррекция агрессивности.
Занятие 9. «Компас»
Цель: Формирование доверия к окружающим.
«Минута шалости».
Цель: Психологическая разгрузка.
Психологическая лепка.
Цель: Развивать умение действовать совместно, подчинять свои желания группе.
Этюд на расслабление.
Цель: Снятие напряжения.
Занятие 10. «Секрет»
Цель: Развивать умение договариваться со сверстниками вербальным способом.
«Кукла Бобо»
Цель: Дать возможность ребенку выплеснуть агрессию.
«Дракон»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя частью коллектива, контролировать свои действия.
«Воздушный шарик»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Блок III.
Цель: Закрепление достигнутых результатов.
Занятие 11. «Детский футбол»
Цель: Обыгрывание агрессивности.
«Бумажные мешки»
Цель: Снизить напряжение, беспокойство.
«Попроси игрушку»
Цель: Закрепить умение эффективного общения.
Занятие 12. «Аэробус»
Цель: (закрепить умение детей согласовано действовать в небольшой группе).
«Голова мяч» (модификация)
Цель: Закрепить навыки сотрудничества в парах, тройках, учить доверять друг другу.
Занятие 13. «Сиамские близнецы»
Цель: Закрепить умение чувствовать сверстников, действовать вместе, договариваясь.
Разыгрывание ситуаций
Цель: Формирование стереотипов поведения.
«Замри»
Цель: Закреплять умение управлять своими действиями.
Занятие 14. «Обзывалки»
Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Театр прикосновений
Цель: Снять мышечное напряжение, снизить агрессивность, гармонизировать отношения между детьми.
«Сломанная кукла»
Цель: Снятие напряжения, контроль за действиями.
Занятие 15. «Найди друга»
Цель: Налаживание контакта между детьми.
«Врасти в землю»
Цель: Закрепление навыков саморегуляции.
«Голова мяч»
Цель: Закрепить навыки сотрудничества в парах, тройках, научить доверять друг другу.
«Запрещенное движение»
Цель: закреплять умение контролировать свои действи
Список литературы:
1. Гаспарова Г. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 1988 - №8.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению – Ярославль – 1996.
3. Кряжева И. Л. Развитие эмоционального мира ребенка – Ярославль – 1997.
4. Лебедева Л. Д. Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа – 2001- №2.
5. Лютова Г. К. Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми.
6. Осипова А. А. Общая психокоррекция – М – 2001.