Елена Слепушкина
Здоровьесберегающие технологии в речевой коррекции детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2. Цель нашего занятия: раскрыть возможности использования элементов здоровьесберегающих технологий применяемых в коррекционной логопедической работе.
Слайд№3. План занятия
1. Нарушение речевого развития детей – социальная проблема общества. В настоящее время при общей отрицательной динамики здоровья детского населения в Российской федерации возрастает и число детей дошкольного возраста с нервно – психическими расстройствами, на фоне которых наблюдаются речевые нарушения различной сложности. Рост числа речевых нарушений обусловлен рядом причин, в том числе наследственной предрасположенностью, пренатальной, натальной, постнатальной патологией, психическими и поведенческими расстройствами. В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие, воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот, способствует ее укреплению. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушений речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В практической части занятия я познакомлю вас с некоторыми компонентами здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в речевой коррекции детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Практическая часть. Отработка приемов речевой коррекции :
• Артикуляторно-двигательные упражнения
• Кинезиологические упражнения
• Креативные приемы развития речи.
Использование этих приемов позволяет мне добиваться высоких результатов при выпуске детей из логопункта детей с нормой речи 85 – 87%. Эти приемы являются доступной формой работы не только для учителей-логопедов, но и для воспитателей ДОУ, а так же родителей детей с речевыми нарушениями.
Итак, приступим к отработке приемов речевой коррекции.
Слайд №4. Артикуляторно-двигательные упражнения – способствуют выработке устойчивых речедвигательных навыков.
Предлагаю взять альбомные листы и карандаши, чтобы освоить прием зарисовки.
Слайд №5. Зарисовки.
(Зарисовка выполняется логопедом на листе бумаги по ходу рассказывания стихотворения «Веселый человечек». Участники мастер-класса при повторном проговаривании делают зарисовку на рабочих листах)
Рисуем человека. Чтобы ребенок не переутомился, все линии рисуются резким движением так, чтобы длительность произнесения совпадала с длительностью рисования.
Веселый человечек
Это ушки. Вот. Вот.
Это глазки. Вот. Вот.
Это брови. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Вот шейка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
(графические упражнения выполняются 1 или 2 руками, расширяют зрительный диапазон слежения глазами за работой рук, развиваются межполушарные связи)
Слайд №6. Язык жестов.
(участники занятия, используя язык жестов, передают сюжет стихотворения «Снег»)
Снег
Как на горке снег, снег. (рисуют руками горку, накидывая пушистый снег вверх)
И под горкой снег, снег. (разравнивают снег руками)
И на елке снег, снег. (рисуют в воздухе высокую елочку)
И под елкой снег, снег. (разравнивают снег руками под елкой)
А под снегом спит медведь, (подкладывают ладони под щечку)
Тише, тише, не шуметь. (грозят указательным пальцем правой руки)
Слайд №7. Кидай, лови, мяч не урони!
(предлагается проговаривать стихотворение «Мячик» ритмично по слогам, отбивать мячом об пол)
Мячик
Это кто? Это кто?
По дороге скачет?
Это мой, это мой
Непоседа мячик.
Слайд №8. Клубочки
(педагог предлагает участникам, разматывая разноцветные клубочки, повторять за ними стихотворение «Мышка-малышка», а затем самостоятельно рассказать стихотворение, смотать ниточки в клубочек)
Мышка-малышка
Мышка-малышка
Перчатку нашла
И, сделав гнездо,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба дала покусать,
Погладила каждого и отправила спать.
Слайд №9. Ходилки
(проговоривая стихотворение «Весна», по слогам, учитель-логопед надевает картинку на пальчики и делаем ими пошаговые движения)
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталинки
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.
Слайд №10. Снеговик
Предлагаю достать из синего конверта «картинки - ходилки» снеговиков и прошагать пальчиками, произнося стихотворение «Снеговик».
Снеговик
По сугробам напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная.
Хорошо подобранные «стихи –ходилки» помогут интересно проиграть сюжет и закрепить речевые навыки.
Слайд №11. Кинезиологические упражнения
Гимнастика для мозга. Использование таких упражнений служит средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепление психического здоровья ребенка.
Слайд №12. Кулак – ребро - ладонь
«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
Слайд №13. Лезгинка
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
Слайд №14. Ухо-нос
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
Слайд №15. Игрушки-помощники
Использование их в логопедической коррекции помогает организовать детей на занятие и дают возможность отрабатывать правильные артикуляционные уклады.
Слайд №16. Фото
Квака любит улыбаться.
Рот у кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Улыбнитесь и вы ей.
Слайд №17. Фото (участники выполняют артикуляционное упр. «Качели»)
На качелях я катаюсь
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Слайд №18. Упражнения с мелкими предметами
Помогают сосредоточить внимание детей на задание и отрабатывать речевые навыки.
Слайд №19. Котенок
(участникам предлагается достать прищепку из голубого конверта, и «покусывая» каждый пальчик прищепкой, повторить стихотворение «Котенок»)
Кусается больно котенок-глупыш.
Он думает это не пальчик, а мышь.
Но я же с тобою играю, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «кыш».
Слайд №20. Мышка-малышка
Мышка-малышка
Мышка-малышка (дети показывают мышь пальчиками правой руки)
Перчатку нашла (надевают перчатку на руку)
И, сделав гнездо, (соединяют ладони, имитируя гнездышко)
Мышат позвала. (манят указательным пальцем)
Им корочку хлеба дала покусать, (соединяют большой палец с каждым по очереди)
Погладила каждого и отправила спать. (ладошки подкладывают под ушко)
Слайд №21. Фото
Кроме того упражнение в интересной занимательной форме помогает закрепить и ввести в речь произношение трудных звуков.
Слайд №22. Креативные упражнения
Совершенствуют речевые навыки через развитие творческих способностей детей.
Слайд №23. Мнемодорожки и мнемотаблицы
Слайд №28. Рисунки или росчерки на соли (песке)
Выполнение таких заданий помогает снять мышечное напряжение, качественнее выполнять речевые упражнения, развивают творческие способности.
Слайд №29. фото
(Логопед раздает подносы с песком, с нанесенными точками для будущего рисунка. Участники игры, соединяя их, проговаривают текст стихотворения)
Это спинка,
Черный носик, (ставят большую точку - носик)
Дальше туловище, (прорисовывают животик мышки)
Хвостик. (прорисовывают хвостик)
Это глазик, (ставят жирную точку глаз)
Это ушко, (рисуют ушко)
Получилась Мышка-норушка (прорисовывают мышку повторно, ритмично проговаривая слова)
Слайд №30. Фото
Творческие способности развиваются в игре превращения.
(участники превращают палочку в букву)
Слайд №31. (слова Януша Корчака)
Т. о., сегодня на мастер-классе вы смогли познакомиться с элементами здоровьесберегающей технологии которые направленны на коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста, цель которых помочь эффективно решить проблемы развития речи детей, а следовательно, помочь ребенку успешно адаптироваться в школе и учебной деятельности.
Слайд №32. (название презентации)
А теперь предлагаю достать из конвертов солнышки и оценить нашу с вами работу по 10 бальной системе: актуальность занятия, доступность и практическая значимость.
Благодарю всех за участие в работе!
Слайд №33. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!