Наталья Жуковская
Дидактические игры в логопедической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в логопедической коррекции
Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский
Дидактические игры – эффективное средство в логопедической работе.
Публикация «Дидактические игры в логопедической коррекции» размещена в разделах
В игре создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Дидактические игры и пособия помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают ребятам определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядно – игровых средств.
Наглядно – игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Дидактическая игра в логопедической коррекции даёт возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков, слов, фраз, развивать фонематический слух, совершенствовать лексико-грамматические категории. Работая с дошкольниками, я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить занятия, искать новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны такие творческие задания, игры, которые помогали бы сделать занятия интересными, увлекательными и познавательными. С этой целью я широко использую дидактические игры, сделанные своими руками, которые помогают мне эффективно проводить логопедические занятия.
Предлагаю вниманию коллег оригинальные дидактические, наглядные пособия, сделанные своими руками. Они могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над закреплением лексической темы,
постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте, развитии
фонематических процессов и связной речи. А так же в период работы над слоговой структурой речи, закреплением навыка формирования относительных и притяжательных прилагательных.
Дидактическая игра «Рыбалка» (авторская игра)
Цель:
- Коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слова.
- Закрепить правильное произношение звуков [Л], [Р] в словах.
- Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Учить дифференцировать звуки [ Л ],[Р]
- Развивать словарный запас
- Закрепить умение определять позицию заданных звуков в словах.
- Учить составлять предложения с заданным словом
- Развивать координацию движений рук
Материал: стеклянный сосуд в виде аквариума, картинки с изображением разных вид рыб с одной стороны, а на обратной стороне изображены картинки, в названии которых встречается звук [ Л] или [Р], удочка с магнитом. Ведерки, на которых изображены буквы Л, Р. (На каждой картинке прикреплена скрепка, для того чтобы можно было удочкой поймать рыбку).
Описание: ребенок берет удочку и «ловит» рыбку, затем переворачивает ее с обратной стороны и называет картинку, четко выделяя звук [Л] или [Р]. Если ребенок поймал рыбку с картинкой со звуком Л – он кладет ее в ведерко с буквой Л, если со звуком Р – в ведро с буквой Р. Можно предложить ребенку выбрать несколько понравившихся рыбок и составить предложения с определенными картинками. Так же можно предложить ребенку определить место звука в словах.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям среднего и старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом.
Дидактическая игра «Волшебные часы» (авторская игра)
Цель:
- Учить детей подбирать слова близкие по звучанию (паронимы)
- Учить детей подбирать противоположные слова (антонимы)
Задачи:
- Развивать у детей фонематический слух.
- Учить детей правильно произносить звуки в словах, выделяя тот звук, который изменяется в словах.
- Развивать у детей словарный запас.
Материал: круг в виде часов с прикрепленными ячейками для картинок, которые можно менять.
Описание: взрослый перед ребенком кладет часы и вставляет в ячейки картинки близкие по звучанию, например: сова – софа, крыша – крыса, кот-год и т. д. Затем взрослый направляет маленькую стрелочку на картинку с изображением крыши, а ребенок должен найти картинку близкую по звучанию и направить длинную стрелочку на картинку с изображением крысы, и т. д. По такому же принципу, взрослый вставляет в ячейки картинки с противоположными значениями (антонимы).
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.
Дидактическая игра «Поймай бабочку» (авторская игра)
Цель:
- Закрепить правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в словах, предложениях.
- Учить детей составлять предложения с заданным словом.
Задачи:
- Учить дифференцировать звуки [ Ш ], [Ж].
- Развивать словарный запас.
- Учить определять место звука [Ш], [Ж] в словах.
- Развивать координацию движений рук.
Материал: панно, на котором изображена лесная полянка. Картонные бабочки с одной стороны, а с другой стороны картинки с изображением животных и предметов, в которых встречается звук Ш или Ж. К каждой бабочке прикреплена скрепка. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.
Описание: ребенок берет сачок и «ловит» бабочку. Затем он переворачивает бабочку и называет картинку, изображенную на обратной стороне. В ходе игры можно предложить ребенку: определить место заданного звука, назвать слово ласково. Выбрать понравившуюся бабочку и составить предложение.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям среднего и старшего дошкольного возраста.
- Игра проводится с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.
Дидактическая игра «Улитка»
Цель:
- Коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова.
- Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Закреплять поставленные звуки в словах.
- Закреплять умение определять позицию заданного звука в словах.
- Развивать память, внимание, зрительное восприятие.
- Развивать связную речь.
Материал: нарисованная улитка, на спине у которой приклеена буква и картинки, в название которых встречается эта буква.
Описание: перед ребенком кладем на стол улитку и предлагаем ему по ходу часовой стрелки называть картинки, четко произнося тот звук, который приклеен в середине улитки. В ходе игры можно предложить ребенку: определить место заданного звука в словах, назвать слово ласково, придумать предложение с названием любой картинки.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру нужно проводить с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом.
Дидактическая игра «Найди домик рыбкам» (авторская игра)
Цель:
- Закрепить знания детей о рыбах (названия, в каких водоемах живут)
Задачи:
- Активизировать словарный запас по теме «Рыбы»
- Закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество.
- Совершенствование навыка слогового анализа слов.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
Материал: картинки с изображением водоемов, где обитают рыбы (море, река, озеро, аквариум). Картинки с изображением морских, речных и аквариумных рыбок. Четыре ведерка, на которых приклеены кружочки, для определения количества слогов в словах.
Описание: взрослый перед ребенком выкладывает картинки с изображением водоемов. Затем предлагает ребенку взять картинку с рыбкой, назвать ее название и положить ее в тот водоем, где она обитает. Когда ребенок справиться с заданием, предлагаем ему «поместить» рыбок в ведерки с определенным количеством слогов. Т. е. берет картинку с рыбкой и определяет количество слогов, например: сом – 1 слог, дель - фин – 2 слога и т. д. Можно назвать ласково рыбок, например: сом – сомик, карась- карасик и т. д. Также можно определить первый и последний звук в названиях рыб.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно как за столом, так и на коврике.
Дидактическая игра «Веселые шнурочки» (авторская игра)
Задачи:
- Развивать логическое мышление.
- Развивать словарный запас.
- Учить находить и выделять первый звук в словах.
- Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
- Развивать у детей мелкую моторику.
Материал: панно с двумя карманами, карточки с различными заданиями. Шнурки, прикрепленные с одной стороны кармашка, а с другой стороны – колечки, в которые необходимо продевать шнурки.
Описание: взрослый перед ребенком кладет панно с двумя кармашками, в которых меняются карточки с различными заданиями. Ребенок должен взять шнурок и протянуть его через колечко, которое находится на противоположной стороне и соответствует данной картинке.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям среднего и старшего дошкольного возраста.
- Игра проводится с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.
Дидактическая игра «Поле чудес» (авторская игра)
Цель:
- Активизировать словарь по теме «Домашние и дикие животные»
Задачи:
- Расширять представления детей о домашних и диких животных.
- Учить детей образовывать существительные множественного числа.
- Развивать навык слогового анализа.
- Учить составлять описательный рассказ.
- Развивать память, мышление, зрительное внимание.
Материал: игра состоит из четырех кругов разного диаметра. На маленьком кругу – обозначения, сколько слогов в слове. На втором – приклеены домашние и дикие животные. На третьем – детеныши этих животных, а на четвертом – чем питаются эти животные. Все круги скреплены между собой стрелкой.
Описание: ребенку предлагается повернуть стрелочку на любого животного. Затем ребенок называет название этого животного, сколько слогов в этом слове. Назвать детенышей и чем питается это животное. Каждый круг ребенок поворачивает в ту сторону, которая соответствует данному животному. В ходе игры ребенку можно предложить составить небольшой рассказ, назвать животного ласково, какие части тела есть у этого животного.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.
Дидактическая игра «Подбери картинки»
Эта дидактическую игру с названием «Подбери картинки» представить в различном оформлении. На одном занятии по можно предложить ребёнку «волшебный цветок», на другом - «звёздочку» («весёлую гусеницу», «скорый поезд», «разноцветные домики» и многое другое). Задание игры будет одно : подбор картинок с определённым звуком.
Цель игры :
- коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слова;
- развитие фонематических процессов.
Задачи:
- закреплять поставленные звуки в словах;
- закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;
- закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;
- развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;
- закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество;
- развивать память, внимание, мышление.
Материал: серединка цветка, на которой изображена буква, лепестки цветка с изображениями предметов, в названиях которых встречается эта буква (звук).
Описание: перед ребёнком на столе лежат лепестки с изображениями предметов и круг, обозначающий серединку будущего цветка. Ребёнку предлагается подобрать только те лепестки, на которых изображены картинки с заданным звуком.
В ходе игры можно предложить ребё нку:
- Определить место заданного звука в словах (в начале, середине, конце).
- Назвать первый и последний звуки в слове.
- Придумать предложение с названием любой картинки.
- Разделить каждое слово на слоги и посчитать их количество.
- Назвать слова ласково.
- Отгадать, какой картинки не стало, закрыв её бумажным листом.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут
Дидактическая игра «Бабушкины пирожки»
Цель игры :
- Формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательных из существительных мужского рода.
- Учить употреблять предлог с (со).
Задачи:
- Закреплять поставленные звуки в словах.
- Увеличивать словарный запас по теме «Продукты питания».
Материал: карточки в виде пирожков, на которых изображены продукты питания.
Описание: перед ребёнком на столе лежат карточки «пирожки» с изображениями продуктов питания. Ребёнку предлагается взять «пирожок» и назвать – с чем пирожок. Например: пирожок с клубникой, со сливой и т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
Дидактическая игра «Отправь письмо другу»
Цель игры :
- Формировать умение употреблять имена существительные в форме дательного падежа ед. числа.
- Совершенствовать навыки дополнения начала рассказа.
Задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме: «Домашние и дикие животные».
- Учить различать диких животных, от домашних.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
Материал: карточки (конверты) с изображением домашних и диких животных, фон для игрового момента.
Описание: на столе лежит фон с изображением почтового ящика. Ребенку предлагается взять коверт с изображением животного и назвать кому он хочет отправить письмо.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом, у магнитной доски или на ковре.
Дидактическая игра «Посели в домики» (авторская игра)
Цель:
- Упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений «моя», «мое», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.
Материал: картонные домики, на которых прикреплены кармашки для карточек. Карточки с картинками.
Описание: перед ребенком, на столе или на ковре, выкладываются домики разных цветов. Объясняем ребенку, что в красном домике живет девочка, в синем – мальчик, в коричневом – живут девочки и мальчики, а в желтом – живут самые любимые жители. В красный домик необходимо поместить карточки женского рода, в синий – мужского рода, в желтый – среднего рода, а в коричневый – существительные множественного числа.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Дидактическая игра «Погрузи чемоданы в поезд»
Цель:
- Упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений «моя», «мое», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
- Учить детей различать одежду для девочек и мальчиков.
- Развивать навык употребления слов сложной слоговой структуры.
- Развивать у детей память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Материал: картонный поезд с вагонами разных цветов. На красном вагоне изображена девочка, на синем – мальчик, а желтый и зеленый вагоны – грузовые. Желтый вагон – для обуви, зеленый – для головных уборов. Карточки в виде чемоданов, на которых изображены: одежда для девочек, мальчиков, обувь, головные уборы.
Описание: перед ребенком, на столе выкладываем поезд с пустыми вагонами разных цветов. Предлагаем ребенку взять «чемодан» с картинкой и поместить в вагон.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Дидактическая игра «Вкусное варенье»
Цель:
- Активизировать словарь по теме: «Ягоды» и «Фрукты».
- Учить согласовывать числительные с существительными.
- Развивать навык образования слов сложной слоговой структуры.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Материал: банка для варенья, вырезанная из картона, на которой приклеены магниты. Картинки с изображением фруктов и ягод, на которых с обратной стороны приклеены магниты.
Описание: ребенку предлагается найти ягоды (фрукты) и «поместить» их в банку. В ходе игры можно предложить ребенку: назвать название ягод или фруктов, посчитать их количество (одна малина, две малины, три малины, назвать слова ласково, образовать слово сложной слоговой структуры (варенье из винограда – виноградное и т. д.)
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на магнитной доске.
Дидактическая игра «Веселые поварята»
Цель:
- Активизировать словарь по теме «Овощи».
- Учить составлять распространенные предложения.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
Материал: кастрюля и сковорода, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.
Описание: перед ребенком кладут кастрюлю и предлагают подобрать те овощи, которые понадобятся для приготовления борща, супа. Кладем сковороду и предлагаем подобрать овощи для приготовления овощного рагу и т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на магнитной доске.
Дидактическая игра «Найди бабочку» (авторская игра)
Цель:
- Учить детей правильно употреблять предлоги.
- Развивать мелкую моторику.
- Учить составлять распространенные предложения.
Материал: картонный круг, на котором изображены цветы и бабочки. Прищепка.
Описание: ребенку дается задание: - «Покажи, где бабочка летает над цветком? А где бабочка летит к цветку? И т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком.
- Продолжительность игры не должна превышать 5-10 минут.
- Проводить игру можно за столом.
Дидактическая игра «Волшебные бусы»
Цель:
- Автоматизировать поставленные звуки в словах.
Задачи:
- Учить детей находить картинку с заданным звуком.
- Развивать фонематические процессы.
- Закреплять умение определять позицию заданного звука в словах.
- Развивать внимание, память.
Материал: карточки в виде кругов с изображением различных картинок.
Описание: на столе выкладываются карточки. Ребенку дается задание: «Выбери только те картинки, в название которых встречается звук [Р]» и т. д. Картинки выкладываются в виде бус. Затем ребенку предлагается определить место звука в словах.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Дидактическая игра «Веселый поезд»
Цель:
- Коррекция слоговой структуры слова.
- Развитие фонематических процессов.
- Автоматизация поставленных звуков.
Материал: картонный поезд, в котором четыре вагона. На каждом вагоне наклеены схемы для определения количества слогов. Карточки с изображением различных картинок.
Описание: перед ребенком выкладываем поезд. Показываем ребенку картинку и предлагаем ему назвать слово, разделив его на слоги. Посчитав сколько слогов в слове, ребенок кладет картинку в определенный вагон. Один слог – в первый вагон, два слога – во второй вагон и т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Дидактическая игра «Собери ромашку»
Цель:
- Развивать слоговую структуру слова.
- Формировать навык деления слов на слоги.
- Развивать абстрактно-логическое мышление.
- Развивать память, внимание, тонкую моторику, координацию движений.
Материал: круг (середина ромашки, на котором схематически изображено, сколько слогов в слове. Карточки в виде лепестков с изображением различных картинок.
Описание: перед ребенком выкладываются серединки ромашки. Ребенку дается задание: «Подбери к серединке такие лепестки с картинками, в название которых будет столько слогов, сколько указано на схеме».
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Дидактическая игра «Сказочный поезд» (авторская игра)
Цель:
- Выявление у ребенка умения классифицировать и обобщать предметы по существенному признаку.
Задачи:
- Развивать наглядно-образное мышление.
- Закреплять знания основных и оттеночных цветов.
- Закреплять навык обобщения и классификации по существенному признаку.
- Учить детей вычленять лишнее и объяснять свой выбор.
Материал: объемный деревянный поезд, вырезанный из фанеры. В каждом вагоне имеется отверстие (карман) для смены карточек. Карточки с изображением картинок с разными лексическими темами: «Ягоды и Фрукты», «Насекомые», «Домашние птицы», «Домашние и дикие животные», основные и оттеночные цвета.
Описание: на стол, перед ребенком, ставим поезд и вставляем в карманы четыре картинки с изображением ягод и одну с фруктом. Просим ребенка показать тот вагон, в котором лишняя картинка и т. д. Вставляем картинки с изображением «Насекомых», предлагаем ребенку назвать названия каждого насекомого и обобщить их по существенному признаку и т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям среднего и старшего дошкольного
возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.