Папки-передвижки

Психокоррекция заикания у дошкольников

Марьясова Екатерина Вадимовна
Психокоррекция заикания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущения. Нарушение речевого механизма влечет за собой изменения во всей структуре личности, накладывая отпечаток на ее психофизиологическое состояние и социальное поведение.

Причины и способы лечения речевых расстройств занимали людей с древности, и история изучения заикания насчитывает более 2 000 лет (Гиппократ, Аристотель, Авиценна). Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванное судорогами в мышцах речевого аппарата. Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Современное представление о данной проблеме позволяет говорить о том, что неизлечимых форм заикания не существует – необходимо лишь проведение комплексной терапии, в некоторых случаях с повтором (при рецидиве или недостаточно успешном устранении дефекта). Гораздо более серьезной проблемой является правильное отношение заикающегося или его родителей к недугу. Очень часто именно неверное понимание природы и последствий заикания становится причиной закрепления дефекта и осложнений при его дальнейшей коррекции.

Публикация «Психокоррекция заикания у дошкольников» размещена в разделах

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть различные методики коррекции заикания у дошкольников, а также подробнее изучить методы работы И. В. Выгодской с заикающимися детьми, а именно: метод релаксации, режим относительного молчания, работа с куклами, инсценировки и сюжетно-ролевые игры.

методики исправления заикания у дошкольников

Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау

Методика Н. А. Чевелевой

Методика С. А. Мироновой

Методика В. И. Селиверстова

Расслабляющие упражнения (релаксация)

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно увидеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание. Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных групп мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут почувствовать расслабление мышц тогда, когда вначале психолог предлагает им с силой сжать кулачки и подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. В дальнейшем при выполнении задания необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. Расслабление необходимо проводить в игровой ситуации и в сравнении. Например, сделать руки «вялыми, как кисель». Ощутить расслабление живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух и т. д. Опыт показал, что предлагаемые упражнения понятны детям и достаточно результативны. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением ведет к эмоциональной релаксации и дает возможность перейти к целенаправленному внушению. Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые легко запоминаются и впоследствии могут использоваться детьми самостоятельно. Конечно, не все дети сразу овладевают релаксацией. Длительные, повторные занятия дают большой эффект. Психологу, воспитателям, родителям необходимо знать, что момент релаксации является физиологически совершенно безопасным.

Релаксацию проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется также использовать приемы расслабления.

Режим относительного молчания

Затруднения в речевых контактах травмируют психику ребенка и влияют на его поведение. Одни заикающиеся дети чрезмерно возбудимы, многоречивы, раздражительны, плаксивы. Другие, наоборот, заторможены, замкнуты, молчаливы. Бывают случаи и полного отказа от речи.

При таком сложном нарушении речи применяются различные комплексные средства воздействия (медицинские, педагогические). Одним из звеньев такого комплекса является щадящий режим (общий и речевой). Общий щадящий режим включает в себя следующие компоненты:

1. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям.

Очень часто причиной появления заикания у детей, предрасположенных к этому дефекту, является неблагоприятная обстановка в семье и неправильное воспитание: вседозволенность или, наоборот, слишком строгое воздействие, а также переходы от одной крайности к другой.

Чрезмерно избалованные дети часто не могут наладить отношение с другими детьми и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность и в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

Слишком строгое воспитание тоже вредно.

Неровное отношение к ребенку вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой – страх перед наказанием, что нередко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками.

Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению заикания. Спокойно занимаясь со своими делами, взрослые должны разговаривать между собой и детьми тихо, но четко, предъявляя единые и посильные требования к ребенку. Радио телевизор включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики.

2. Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка.

Одинаково неприемлемы как пренебрежительное отношение к речевому дефекту («Сам выговорится», так и излишняя фиксация на нем («Ты опять заикаешься, говори медленнее»). В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же ребенок сам начинает говорить о своем заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто еще не научился правильно говорить, что со временем научится, эти затруднения пройдут.

3. Общий режим дня.

У заикающегося обязательно должен быть четкий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия.

4. Ограничение общения с детьми и взрослыми.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с

другими более впечатлительны, легко возбудимы и быстро истощаемы.

5. Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий.

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации,

которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение театров, кинотеатров и т. д.). По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач, т. к. дети получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Шумные игры в вечернее время также недопустимы.

6. Ограничение досуга заикающегося ребенка.

Чтобы ребенок не капризничал и не мешал взрослым, необходимо его занять тихими играми, лепкой, конструированием, рисованием, т. е. такими занятиями, которые требуют от ребенка усидчивости и терпения. Еще важнее в дальнейшем приучить ребенка к тому, чтобы он сам смог занять себя.

Режим относительного молчания поможет снять чрезмерную возбудимость, подготовит ребенка к формированию правильного речевого навыка.

Щадящий речевой режим создается:

1. ограничением речевого общения детей,

2. примером спокойной, четкой речи взрослых,

3. проявлением тонкого педагогического такта,

4. организацией игр-молчанок.

Работа с куклами

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время сама заставляет его определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Инсценировки

Сюжетно-ролевые игры

В большинстве случаев заикание ситуативно, поэтому совершенствовать навык правильной речи необходимо в разных условиях. На коррекционных занятиях такие условия возникают во время сюжетно-ролевых игр, которые являются моделями различных жизненных ситуаций. Способность детей к перевоплощению проявляется в творческой игре и дает им возможность переносить новые навыки в спонтанную речь, обретать раскованность при общении, избавляться от робости и застенчивости.

Подводя итоги, необходимо отметить, что И. Г. Выгодская подробно дает описание всех игр, упражнений, а также примеры проводимых занятий. Кроме того, она дает методические указания специальным психологам и советы родителям.

Риск возникновения заикания относится, как правило, к возрасту трех – четырех лет, когда происходит активное речевое развитие ребенка. В силу динамичности этого периода устранение дефекта на данной стадии оказывается наиболее эффективным.

Наиболее перспективным в коррекции является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Знание причин и видов заикания, методики его исправления, проведение необходимых логопедических упражнений – дело не только педагогов (воспитателей, психологов и логопедов, но и родителей. Если ребенок проходит коррекционный курс не в стационаре, а в специализированном детском саду, посещает логопедические, психотерапевтические и психокоррекционные занятия или завершил курс лечения, родители должны следить за выполнением основных требований. Занятия дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работа над голосом, тренировка техники речи, коррекционные игры, упражнения на релаксацию, а также здоровый психологический климат в семье – таковы базисные компоненты коррекционной работы.

Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания. Успешное преодоление заикания сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Результаты такой совместно направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания.

В нашей работе были рассмотрены методики работы с заикающимися детьми, авторами которых являются: Н. А. Власова и Е. Ф. Рау, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов; а также более подробно описана методика И. Г. Выгодской. Таким образом, цель нашей работы достигнута.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей» Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время.

Методика игровой деятельности в условии заикания Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в условиях заикания в период отраженного произношения по теме «дикие и домашние.

НОД «Коррекция заикания» Коррекция заикания. (старший дошкольный возраст) Заикание – это нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным.

НОД по ознакомлению дошкольников с ВОВ Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Великой Отечественной войной. «Какая она война?» Автор:.

Роль семьи и детского сада в преодолении заикания у детей. Организация бесед не исключает индивидуальных консультаций для родителей о каждом ребенке в отдельности. Необходимо также присутствие родителей.

Сенсорика для дошкольниковСенсорика для дошкольников Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия,.

Статья «Роль пения в устранении заикания» Роль пения в устранении заикания. Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также,.

Театрализованные игры в коррекции заикания Театрализованные игры в коррекции заикания Подготовила: Рыськова И. С. Воспитатель МБДОУ № 18 Московская область г. Сергиев Посад. Известно,.

Выпускной бал для дошкольников 1 ведущая: От чего-то, зал притих. В глазах восторг и грусть немного. Пусть зал сейчас запомнит их: Кокетливых и озорных, Немного дерзких.

Задания для дошкольников Задания для дошкольников подготовительной группы. Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Задание Задачи-шутки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекция заикания у дошкольников
Опубликовано: 9 июля 2015 в 00:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекция заикания у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марьясова Екатерина Вадимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД