Светлана Кобец
НОД «Коррекция заикания»
▼ Скачать + Заказать документы
(старший дошкольный возраст)
Заикание – это нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Характеристики:
- болезненная фиксация на дефекте;
- психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость;
Публикация «НОД „Коррекция заикания“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- нарушения общей моторики: тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения (к которым прибегают дети, чтобы облегчить свою речь, общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и др. ;
- в экспрессивной речи: фонетико – фонематические и лексико – грамматические нарушения;
- страдает и просодическая сторона речи, т. е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающегося.
Комплекс различных видов терапии в коррекции заикания.
Мелотерапия – воздействие музыкой на ребенка. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
1. Музыкальные этюды для нормализации настроения (Чайковский, Глинка и др.)
2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.
3. Музыкальные упражнения для координации жестов («Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» Шаинского и др.).
4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус.
5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать – протопать).
6. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки)
7. Пропевание песен с усложнением темпо – ритмичсеких характеристик.
8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей – воробей,
9. Дирижирование.
10. Упражнения на формирование речевого дыхания.
11. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса.
12. Упражнения для снижения напряженности голосовых связок (пропевание гласных в последовательности А О У И Э А). Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, радость, печаль.
Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Для заикающихся с невротической формой заикания :
- основное внимание формированию точности движений, их качеству;
- эти дети быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго;
- необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их.
Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.
Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. Используется как на логопедических занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. С каждым этапом текст усложняется, усложняются диалоги, появляются монологи. Детям предлагают использовать текст, который надо передать своими словами (на этапе формирования связной контекстной речи).
Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Проводятся ежедневно в течение часа. Распланированы по периодам формирования речи- от ситуативной к контекстной.
Психотерапия – оздоровление психики косвенными и прямыми способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия - лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).