Ирина Гурова
Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время заикание – очень распространённое явление (примерно 3 % всех детей страдают заиканием).
Это сложное речевое нарушение является в большинстве случаев мучительным, потому что речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, растяжениями, повторениями звуков, слогов, а иногда и слов. Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь.
Публикация «Консультация для родителей „Предупреждение заикания у детей“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Причин появления заикания много, но остановимся лишь на тех, случаях, когда вольно или невольно виноваты сами родители.
Заикание возникает у детей чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, и на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого нарушения, а иногда и за его появление.
Одной из самых распространённых причин возникновения заикания у детей является чрезмерная речевая нагрузка. Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребёнка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые, желая ускорить речевое развитие ребёнка, читают детям очень много стихов, рассказов, заучивают с ними прочитанное. При этом стихи и рассказы выбирают иногда сложные, порой недоступные для понимания и произнесения. Вот один пример из статьи Н. А. Чевелёвой «Родителям о заикании детей».
Молодые родители привели на консультацию трёхлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать, и отец наперебой убеждали, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребёнок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково, мягко. Мальчик растет весёлым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда – вдруг начал заикаться и очень переживает это сам. Из беседы с малышом выяснилось, что у него имеются недостатки произношения: не может ещё правильно выговаривать все звуки речи. После просьбы рассказать какое-нибудь стихотворение, ребёнок вдруг начинает, захлёбываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала даже было непонятно, на каком языке лепечет малыш. Оказывается, это были искажённые до неузнаваемости слова «Анчара» А. С. Пушкина. Понятно, что, как бы ни был развит ребёнок, ему, трёхлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…», «И мчится прочь, уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д. А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребёнка, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?
Необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: не сформировано в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас ещё не богат, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от ребёнка слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, требуя бесконечного запоминания.
Не менее опасна для детей и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребёнка. Родителям нужно иметь в виду, что часто заикание возникает после посещения цирка, кино, театра, длительного просмотра телевизора. Почему такое происходит? После посещения утомительных зрелищных мероприятий, которые длятся не менее полутора-двух часов, ребёнок возбуждается. У него появляется очень много впечатлений, возникает много вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлёбывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.
Всё сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребёнка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка. Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и лёгкой ранимости его нервной системы.
Причиной возникновения заикания может явиться и другая крайность по отношению к ребёнку. Некоторые родители практически не развивают речь ребёнка или уделяют её развитию недостаточно внимания. Они очень мало разговаривают с ребёнком, не читают ему сказок, не заучивают стихов, не обращают внимания на его произношение. В таких случаях родители считают, что речь ребёнка должна развиваться сама собой. Такая точка зрения встречается очень часто («Вот вырастет – заговорит как следует»). Но на самом деле, если не развивать речь ребёнка специально, не способствовать её формированию, то у него не появятся вовремя первые слова, а затем первые фразы; он не сможет задавать вам вопросы. Отставание в речевом развитии проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя речи, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребёнка могут превышать его речевые возможности. У ребёнка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкое заикание.
Чтобы избежать этого, родителям нужно позаботиться о своевременном речевом развитии ребёнка. Необходимо читать ему книги (конечно, детские, соответствующие его возрасту, потом беседовать по их содержанию: задавать вопросы, помогать в случае затруднений на них отвечать, рассматривать вместе с ребёнком иллюстрации. Полезно просить детей пересказывать сказки и небольшие рассказы. При этом необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы. Хорошо развивают речь детей различные настольные игры: лото, домино с картинками, которые позволяют им в игровой форме запоминать новые слова и произносить их. Полезно учить малыша рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.
Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты, частые строгие наказания, в том числе и физические, постоянные одёргивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание. Запугивания ребёнка, например, недобрыми сказочными персонажами («Вот будешь плохо себя вести – отдам Бабе Яге», заставляют его находиться в состоянии постоянного нервного напряжения, и беспокойного ожидания – ведь ребёнок верит взрослому. Всё это является благоприятной почвой для появления заикания. К неблагоприятным факторам можно отнести и нарушения режима сна и питания по вине взрослых, недостаточная осведомлённость членов семьи о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях.
Причиной заикания, конечно же, может явиться и психотравма. Но психотравмированию подвергаются многие, а заикание развивается только у определённой части детей. Вот пример из книги Л. Я. Миссуловина «Заикание и его устранение», который показывает нам индивидуальную значимость психотравматизации.
У Гены Т. в результате истощающих заболеваний раннего детства (диспепсия в 9 мес.) речь развивалась с задержкой: фразы мальчик начал говорить на 3-м году жизни. К 5 годам у него наблюдались нарушение произношения и ускоренный темп речи. Гена был легковозбудимым, впечатлительным, непоседливым ребёнком, боялся темноты, страдал ночным недержанием мочи. У его брата Вовы, который был младше на 2 года, психофизическое и речевое развитие протекало без отклонений от нормы, он был спокойным.
В 5-летнем возрасте Гена вместе с родителями и братом отдыхал летом на даче. Хозяйка дома, в котором они снимали комнату, держала козу. Родители, зная характер старшего сына, предупредили мальчика, чтобы он близко к козе не подходил, т. к. она была «бодучей». А хозяйка, видя, что Гена побаивается козы, как- то ему сказала: «Вот не будешь маму слушаться, напущу на тебя Машку, она тебя забодает».
Через несколько дней, когда Гена и Вова вместе с отцом играли во дворе, коза вышла из незапертого сарая и, нагнув голову, побежала к детям. Гена увидел козу, побледнел и молча схватил отца за руку. Вова также видел козу, но признаков страха не обнаружил, а, наблюдая, как отец её отгоняет ногой, весело засмеялся.
Этот случай на младшего брата никакого впечатления не произвёл, а для Гены он явился источником тяжёлой психотравмы, в результате которой у ребёнка после кратковременной потери речи развилось заикание.
В приведённом примере у старшего мальчика заикание возникло вследствие психической травматизации (производящая причина), имевшей для него выраженную индивидуальную значимость, обусловленную предварительной фиксацией внимания мальчика на объекте возможных для него неприятностей. Кроме того, в анамнезе мальчика имелись предрасполагающие факторы – задержка речевого развития, нарушенное звукопроизношение, ускоренный темп речи и указанные особенности характера.
Многим родителям следует подумать, не фиксируют ли они внимание на некоторых объектах, как на объектах возможных неприятностей, хотя на самом деле они таковыми не являются. В случае такой дополнительной неоправданной фиксации у детей появляются дополнительные поводы для беспокойства, а может быть, и страхи («Не подходи к пылесосу – засосёт», «Не подходи к окну – Снежная королева заберёт» и др.)
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Общаясь с заикающимися детьми и взрослыми, ребёнок может начать и в собственной речи воспроизводить те же нарушения. В этом случае, конечно, появившиеся особенности в речи ребёнка нельзя сначала назвать настоящим заиканием. Но надо иметь в виду, что заикание по подражанию может стойко закрепиться в речи. В основе заикания, возникшего по подражанию, лежат любовь, восхищение, уважение к тому человеку, которому ребёнок подражает. Обычно такими людьми в семье бывают родители, старшие братья и сёстры.
Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.
Итак, мы перечислили и раскрыли наиболее распространённые причины возникновения заикания, знание которых может помочь многим из вас предотвратить появление этого нарушения речи у детей.
Советуем почитать:
1. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. – СПб. : ООО «СЛП», 1997.
2. Резниченко Т. С. Чтобы ребёнок не заикался. Книга для родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
3. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М. : ЗАО Изд-во ЦЕНТР-полиграф, 2002. – 111 с.