Людмила Слепых
Психокоррекция тревожности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детских страхов и тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности.
Известно, что страх и тревога, могут являться источниками многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Особенно вредно их действие тогда, когда они возникают в детстве и препятствуют гармоничному развитию и самореализации личности. Страхи, принимая устойчивый и длительный характер, не только лишают ребенка психологического комфорта, радости жизни, но и способствуют возникновению многих психосоматических заболеваний, развитию детских неврозов.
Публикация «Психокоррекция тревожности у дошкольников» размещена в разделах
Проблемой детской тревожности занимались многие зарубежные и отечественные авторы, принадлежащие к разным психологическим школам и направлениям. Этим обусловлено различие в их взглядах на природу страха и тревоги, а также причины их возникновения. В своей работе я придерживаюсь взглядов, развиваемых в отечественной психологии А. И. Захаровым.
Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы детских страхов и тревожности, методические вопросы, связанные с коррекцией, в настоящее время разработаны недостаточно.
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т. е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. А тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Детская тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в группе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность — один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима. Кроме того, доказано, что детская тревожность тесно связана с мотивацией к различным видам деятельности, социометрическим статусом, с успешностью среди сверстников. За последние 10 лет, количество тревожных детей дошкольного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих дошкольников начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.
Поэтому достаточно актуальной представляется тема психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Целью моей работы является изучение коррекции страхов и тревожности старших дошкольников с использованием метафор.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
проанализировать причины, способы профилактики и преодоления тревожности;
изучить основные принципы психокоррекционной работы;
исследовать методы коррекции тревожности;
изучение коррекции страхов и тревожности у старших дошкольников с использованием метафор.
проанализировать полученные результаты.
В качестве гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что метафоры могут стать основой для настроения эффективной коррекционной программы, направленной на преодоление страхов и тревожности у детей.
В своей работе использую методы системного анализа научно-методической литературы по данной проблематике метод формирующего эксперимента, методы статистического анализа результатов. Методологической основой исследования являются «Теория культурно-исторического развития психики человека» Л. С. Выготского, концепция Л. И. Божович о «направленности личности», а также работы Д. Б. Эльконина, Г. И. Щукиной, В. С. Мерлина и других педагогов.