МААМ-картинки

Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности»

Нина Авдиенко
Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведение.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.

Публикация «Программа „Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности“» размещена в разделах

Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Ввиду сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных).

Эмоции – более древняя (“первичная”) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение – сигнализировать о пользе или вреде для организма, от того или иного явления. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного – также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.

Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т. е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы :

Создание благоприятных условий для эмоционального развития детей через систему занятий, игр, упражнений.

Задачи:

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

Снятие психоэмоционального напряжения, дискомфорта, через разные виды детской деятельности.

Оптимизация форм общения с воспитанниками.

Создание доверительных отношений между детьми в группе.

Знакомство детей с основными методами эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

Формирование адекватной самооценки.

Развитие коммуникативных умений, необходимых для полноценного развития детей.

Адресат:

Воспитанники старшей и подготовительной групп, с признаками тревожности, застенчивости (не более 2 в старшей группе и не более 4 в подготовительной).

Структура программы :

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках ДОУ и рассчитана на 2 года.

Формы работы:

Групповые подгрупповые занятия. Продолжительность занятий зависит т возрастных особенностей детей.

Возраст Количество человек в группе Время занятия

5 – 6 лет 7 – 8 человек 25 минут

6 – 7 лет 8 – 10 человек 30 минут

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение:

Аудиотека.

Предметные игрушки.

Доска.

Карточки с изображением основных эмоций.

Пластилин.

Цветные карандаши, краски.

Писчая и цветная бумага.

Ковер.

Возрастные особенности детей:

От 5 до 6 лет.

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2. Общение с взрослыми внеситуативно–личностное.

3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно–деловой формы к внеситуативно–деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

От 6 до 7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявлении произвольности всех психических процессов.

2. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничество, демонстративное поведение).

3. Повышенная чувствительность.

4. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.

5. Ведущим продолжает остается наглядно – обра

Сетка занятий в старшей группе.

№ п/п Содержание Количество занятий Дата проведения

Диагностика Занятия

1 Социометрия (игра «Паровозик»)

Самооценка (блицдиагностика) 1 ч

2 «Здравствуйте, меня зовут …» 1 ч

3 «Давай дружить» 1 ч

4 «Путешествие первое» 1 ч

5 «Путешествие второе» 1 ч

6 «Победи свой страх» 1 ч

7 «Учимся дружить» 1 ч

8 «Музыка и эмоции» 1 ч

9 «Я смелый» 1 ч

10 «Я и мой друг» 1 ч

11 «Рыбаки и рыбка» 1 ч

12 «Снятие напряжения» 1 ч

13 «Вылепи (нарисуй) то, что тебя пугает» 1 ч

14 «Дружба начинается …» 1 ч

15 «Я добьюсь …» 1 ч

16 «Тренируем эмоции» 1 ч

17 «Зоопарк» 1 ч

18 «Будь внимателен» 1 ч

19 «Поддержи меня» 1 ч

20 «Будь внимателен» 1 ч

21 «Сказка о дочери Грома и тучи» 1 ч

22 Социометрия («Два домика»)

Самооценка («Лесенка») 1 ч

Всего: 22 часа 2 часа 20 часов

Сетка занятий в подготовительной группе.

№ п/п Содержание Количество часов Дата проведеия

Диагностика Занятия

1. Социометрия (игра «Паровозик»)

Самооценка («Несуществующее животное») 1 ч

2. «Развитие эмоциональной сферы». 1 ч

3. «Удивительный мир эмоций». 1 ч

4. «Я дарю тебе радость». 1 ч

5. «Радость». 1 ч

6. «Весёлое путешествие». 1 ч

7. «Страх». 1 ч

8. «Маленький храбрец». 1 ч

9. «Пчёлка в темноте». 1 ч

10. «Гнев». 1 ч

11. «Как преодолеть гнев». 1 ч

12. Знакомство с эмоцией «ГРУСТИ». 1 ч

13. «Сказочное путешествие». 1 ч

14. «Удивление». 1 ч

15. «Мир эмоций». 1 ч

16. «Страна сказок». 1 ч

17 «Путешествие в страну сказок и приключений». 1 ч

18 Социометрия («Лесенка»)

Самооценка («Нарисуй себя») 1 ч

Итого: 18 часов 2 часа 16 часов

Публикации по теме:

«Роль использования игровых макетов в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста» Моя тема самообразования, по которой я работаю - "Роль использования игровых макетов в социально - коммуникативном развитии старшего дошкольного.

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности»
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 11:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Авдиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД