Нина Авдиенко
Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведение.
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.
Публикация «Программа „Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Ввиду сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных).
Эмоции – более древняя (“первичная”) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение – сигнализировать о пользе или вреде для организма, от того или иного явления. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного – также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.
Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т. е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы :
Создание благоприятных условий для эмоционального развития детей через систему занятий, игр, упражнений.
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
Снятие психоэмоционального напряжения, дискомфорта, через разные виды детской деятельности.
Оптимизация форм общения с воспитанниками.
Создание доверительных отношений между детьми в группе.
Знакомство детей с основными методами эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие коммуникативных умений, необходимых для полноценного развития детей.
Адресат:
Воспитанники старшей и подготовительной групп, с признаками тревожности, застенчивости (не более 2 в старшей группе и не более 4 в подготовительной).
Структура программы :
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках ДОУ и рассчитана на 2 года.
Формы работы:
Групповые подгрупповые занятия. Продолжительность занятий зависит т возрастных особенностей детей.
Возраст Количество человек в группе Время занятия
5 – 6 лет 7 – 8 человек 25 минут
6 – 7 лет 8 – 10 человек 30 минут
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение:
Аудиотека.
Предметные игрушки.
Доска.
Карточки с изображением основных эмоций.
Пластилин.
Цветные карандаши, краски.
Писчая и цветная бумага.
Ковер.
Возрастные особенности детей:
От 5 до 6 лет.
Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность.
Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослыми внеситуативно–личностное.
3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно–деловой формы к внеситуативно–деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
От 6 до 7 лет.
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявлении произвольности всех психических процессов.
2. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничество, демонстративное поведение).
3. Повышенная чувствительность.
4. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.
5. Ведущим продолжает остается наглядно – обра
Сетка занятий в старшей группе.
№ п/п Содержание Количество занятий Дата проведения
Диагностика Занятия
1 Социометрия (игра «Паровозик»)
Самооценка (блицдиагностика) 1 ч
2 «Здравствуйте, меня зовут …» 1 ч
3 «Давай дружить» 1 ч
4 «Путешествие первое» 1 ч
5 «Путешествие второе» 1 ч
6 «Победи свой страх» 1 ч
7 «Учимся дружить» 1 ч
8 «Музыка и эмоции» 1 ч
9 «Я смелый» 1 ч
10 «Я и мой друг» 1 ч
11 «Рыбаки и рыбка» 1 ч
12 «Снятие напряжения» 1 ч
13 «Вылепи (нарисуй) то, что тебя пугает» 1 ч
14 «Дружба начинается …» 1 ч
15 «Я добьюсь …» 1 ч
16 «Тренируем эмоции» 1 ч
17 «Зоопарк» 1 ч
18 «Будь внимателен» 1 ч
19 «Поддержи меня» 1 ч
20 «Будь внимателен» 1 ч
21 «Сказка о дочери Грома и тучи» 1 ч
22 Социометрия («Два домика»)
Самооценка («Лесенка») 1 ч
Всего: 22 часа 2 часа 20 часов
Сетка занятий в подготовительной группе.
№ п/п Содержание Количество часов Дата проведеия
Диагностика Занятия
1. Социометрия (игра «Паровозик»)
Самооценка («Несуществующее животное») 1 ч
2. «Развитие эмоциональной сферы». 1 ч
3. «Удивительный мир эмоций». 1 ч
4. «Я дарю тебе радость». 1 ч
5. «Радость». 1 ч
6. «Весёлое путешествие». 1 ч
7. «Страх». 1 ч
8. «Маленький храбрец». 1 ч
9. «Пчёлка в темноте». 1 ч
10. «Гнев». 1 ч
11. «Как преодолеть гнев». 1 ч
12. Знакомство с эмоцией «ГРУСТИ». 1 ч
13. «Сказочное путешествие». 1 ч
14. «Удивление». 1 ч
15. «Мир эмоций». 1 ч
16. «Страна сказок». 1 ч
17 «Путешествие в страну сказок и приключений». 1 ч
18 Социометрия («Лесенка»)
Самооценка («Нарисуй себя») 1 ч
Итого: 18 часов 2 часа 16 часов