Ольга Локтева
Психогимнастика как метод психологической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели, логопеды и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
Публикация «Психогимнастика как метод психологической коррекции» размещена в разделах
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Такие занятия прежде всего показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, а также вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса :
1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни психологические трудности, проблемы.
2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь.
5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Различие между психотерапией и психокоррекцией в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний, их обычно называют больными или пациентами. А тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера.
Виды психокоррекции :
1. По характеру направленности выделяют коррекцию : симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений.
2. По содержанию различают коррекцию : познавательной сферы; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений (внутригрупповых взаимоотношений – семейных, супружеских, коллективных; детско-родительских отношений).
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию : индивидуальную; групповую (в закрытой естественной группе – семья, класс, сотрудники и т. д. ; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами); смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ: программированную, импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями : директивную; недирективную.
6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную.
Психогимнастика, впервые предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой широко используется при работе с детьми.
Психогимнастика – это метод психологической коррекции, при котором ее участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Термин «психогимнастика» может использоваться как в широком, так и в узком значении. В первом случае он служит обозначением курса специальных психоррекционных занятий, направленных на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка : познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных. Во втором под психогимнастикой понимаются специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии как главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика направлена на обучение детей выражению переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.
Г. Юнова в работе с детьми считает целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру.
Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и так далее).
Вторая фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления).
Заключительная – третья фаза – имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе.
Выделяются четыре фазы занятий с детьми с эмоциональными нарушениями:
1. Мимические и пантомимические этюды. Задача детей состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Психологом осуществляется привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель этой фазы – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях.
4. Психомышечная тренировка направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию детей.
Основные задачи занятий:
1. Снятие эмоционального напряжения у детей с помощью специальных игр.
2. Обучение детей имитации движений.
3. Обучение детей восприятию и пониманию невербальных сигналов.
Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта) изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).