Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Положение о психологической службе школы
▼ Скачать + Заказать документы
Положение о психологической службе ГБОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической психологии в ГБОУ школа №1078, служит правовой, организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.
Публикация «Положение о психологической службе школы» размещена в разделах
- Положение конкурса. Образцы положений
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.2 Служба практической психологии ГБОУ школа №1078 (далее по тексту Служба) призвана обеспечить сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
1.3. Работа Службы включает в себя психологическую помощь детям и подросткам дошкольного, школьного возраста, учителям, администрации, всем участникам воспитательно-образовательного процесса.
1.4. Положение о психологической службе в государственном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №1078 г. Москвы разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
- Трудовым Кодексом РФ от 30.02.2001. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»)
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре). Приказ вступил в силу с 25.02.2015 № 36204
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»)
- Письмом Минобрнауки России и профсоюза работников народного образования и науки России от 26 октября 2004 года № АФ-94\96 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.»
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
-Письмом Минобрнауки от 07.06.2013 г. № ИР-535\17 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
-Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.1998 г. №89\34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»
- Приказом Департамента образования г. Москвы от 09 декабря 2013 г. №823 Ведомственный перечень государственных услуг (работ, оказываемых (выполняемых) государственными организациями. Находящимися в ведении Департамента образования города Москвы.
- Закон г. Москвы от 28.04.2013 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве»
-Положением о Службе практической психологии в системе образования РФ, Утвержденного приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636,
-положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.
1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательного учреждения, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со всеми специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность по запросам учащихся, педагогов, родителей, администрации.
1.6 Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся в школе.
2. Цели и задачи службы
2.1 Цели психологической службы :
2.1.1. Содействие педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечение психологические условия для охраны здоровья и полноценного развития личности учащихся;
2.1.2. Содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков, необходимых для достижения успеха в жизни и для получения профессии;
2.2.3. Оказание помощи учащимся в определении их возможностей, способностей, склонностей, интересов;
2.2.4. Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании учащихся, формировании толерантности, милосердия, ответственности, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
2.2.5. Содействие администрации в создании психологически комфортной среды
2.2. Задачи психологической службы :
2.2.1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;
2.2.2. Профилактика и преодоление отклонений в личностном и интеллектуальном развитии учащихся;
2.2.3. Формирование у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, профессиональному определению
2.2.4. Содействие распространению и внедрению психологических знаний среди родителей, учащихся, учителей;
2.2.5. Психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем определения причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
2.3. Основные направления деятельности службы
2.3.1. Основными направлениями деятельности Службы является психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, работа психолого-педагогического консилиума.
2.3.2. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей, обеспечением гармоничного, психологического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
- обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных отклонений в психическом развитии и становлении детей подростков в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков;
- своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков.
2.3.3. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:
- повышению психологической культуры учащихся, родителей, учителей;
- формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного личностного и профессионального роста у педагогов, родителей;
- формированию потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
2.3.4. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
- получение своевременной информации об индивидуально- психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
- выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения профессионального и личностного самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
2.3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностного роста и профессионального совершенствования взрослых участников;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
- реализации комплекса мер по снижению, устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.
2.3.6. Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
- консультированию учащихся по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;
- консультированию администрации школы по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов по вопросам обучения, воспитания, развития детей и подростков;
-консультирование родителей по вопросам воспитания, семейных взаимодействий;
2.3.7. Психолого-педагогический консилиум (ППК) призван решать вопросы неуспешности обучения, девиантности поведения, сложных социально-психологических, конфликтных и экстремальных ситуаций. ППК устанавливает психолого-педагогический статус ребенка, дают рекомендации по выбору типа школы или класса, необходимости и формам индивидуального обучения и воспитания, комплектуют классы коррекционно-развивающего типа.
2.4. Функциями психологической службы являются :
2.4.1. Проведение, разработка теоретических и экспериментальных исследований в области психологии по запросу школы.
2.4.2. Внедрение, разработка психодиагностических, психокоррекционных, развивающих программ и методов работы с участниками образовательного процесса.
2.4.3. Сбор данных по школе в соответствии с показателями психологического мониторинга;
2.4.4. Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса;
2.4.5. Обеспечение психологического сопровождения участников образовательного процесса;
2.4.6. Осуществление психолого-методического обеспечения участников образовательного процесса.
2.5. Инструментарием и источниками сбора данных психологической информации являются :
- Тестирование: бланковое, компьютерное;
- Анкетирование, опросы, интервьюирование;
- Результаты участия в образовательных мероприятиях;
- Дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований.
3. Организационная структура психологической службы школы
3.1. Служба является составной частью системы образования города Москвы. Психологическую помощь оказывают образовательные учреждения, получившие лицензирование и аккредитацию в порядке, установленном законодательством РФ. Деятельность психологической службы осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными Положением о психологической службе.
3.2. Психологическая служба открывается на основании приказа директора школы.
3.3. Право на деятельность по оказанию психологической помощи имеет психолог, педагог-психолог, врач-психиатр, получившие соответствующее высшее психологическое или медицинское образование и подтвердившие свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ. Администрация школы создает условия для повышения квалификации педагога – психолога в объеме не менее 72часов не реже одного раза в 5лет.
3.4. Педагог-психолог образования имеет двойное подчинение: административное управление осуществляется директором школы. Директор школы осуществляет контроль за использованием рабочего времени, ведением нормативно-правовой документации. Профессиональное управление, контроль осуществляется председателем Психолого-педагогического консилиума. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет 36часов.
Согласно Инструктивному письму №2-30-20 Департамента образования г. Москвы от 09.09.2003 педагогом–психологом оформляются следующие документы:
- Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
- Журнал учета проведенной работы;
- График работы на неделю;
- Аналитический отчет о проведенной работе за год;
- Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной работы.
3.5. Деятельность психологов, педагогов-психологов, иных специалистов и медицинских работников по оказанию психологической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется на основе законодательства РФ и международного права.
3.6. При оказании психологической помощи психолог независим в своих решениях и выборе стратегий и руководствуется только интересами клиента, профессиональным долгом и законом.
3.7. Права и обязанности педагога-психолога устанавливаются законодательством РФ, города Москвы, настоящим Положением.
В своей профессиональной деятельности психолог обязан :
- руководствоваться Законом РФ «Об образовании», федеральным законодательством г. Москвы, международными и российскими нормативными актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми документами органов управления образования, настоящим Положением;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. НЕ брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методы, требующие медицинской квалификации
(гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т. п.)
- знать новейшие достижения психологической науки в целом;
- применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
- оказать психолого-педагогическую помощь администрации, педагогам, учащимся в решение проблем, связанных с обеспечением полноценного развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям;
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществлением педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы, и не может нанести ущерб ребенку или его окружению;
- вести запись и регистрацию всех видов работ;
- постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
Психолог несет персональную ответственность за правильность психодиагностического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. Психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке. Психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право :
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения.
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.