Юлия Черненко
Проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Золотая осень».
Разработала: Черненко Юлия Васильевна
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Тип проекта :
Познавательно - творческий.
Сроки реализации:
Краткосрочный-2 недели
Участники проекта :
Публикация «Проект „Золотая осень“» размещена в разделах
Педагоги, дети,родители.
Возраст детей:
2 ранний возраст(2-3года)
Цель проекта :
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
Задачи:
Дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) .
Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Предварительная работа:
- иллюстрационный материал по теме «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
- Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки»;
- Прослушивание песенок про осень;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим…»
План реализации проекта :
Этапы проекта :
Первый этап - подготовительный
-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
-Подбор материала и оборудования для совместной деятельности, бесед, игр с детьми.
-Подбор методической литературы по теме.
-Сотрудничество с родителями: участие в выставке работ из природного материала, разучивание с детьми стихотворений об осени.
Второй этап - основной
Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Сварим суп из овощей», «Магазин овощей».
Дидактические игры: «Найди такой же листик», «Что нам осень подарила?», «Когда это бывает?», «Иголки для ёжика»; д/и составление пазлов из 2-3 элементов по теме «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Приметы осени».
Рассматривание картин: «Осень», «Катя на прогулке» .
Наблюдения: «Как изменилась одежда людей», «Какая сегодня погода», «Деревья на нашей площадке».
Игры – эксперименты: «Теплый – холодный», «Ветерок»
Беседы: «Время года – осень», «Когда на улице дождь, то…», «Что мы видели по дороге в детский сад»,
Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик».
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим…» «Вышел дождик погулять», «Осень».
Дыхательная гимнастика: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку».
Чтение художественной литературы об осени
Задачи:Развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;
М. Ходякова «Осень»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
В. Митрович «Листопад, листопад».
Продуктивная деятельность:
Аппликация: Коллективная работа «Осеннее дерево».
Рисование: «Листочки танцуют», «Дождик – кап, кап, кап…», «Вот ёжик, ни головы, ни ножек».
Лепка: «Падают, падают листья…», «Листопад».
Слушание муз. П. Чайковского «Осенью», «Дождик»; «Птичка» муз. М. Раухвергера
Работа с родителями:
-Привлечение родителей к участию в изготовлении поделок по теме «Осенние фантазии»
-Консультации для родителей «Прогулки с детьми осенью».
-Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
Заключительный этап:
Продукт проекта :
Выставка детской коллективной работы «Осеннее дерево».
Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Осенние фантазии».
Праздник «Осенние встречи»
Вывод:
Многие дети умеют называть осенние природные явления, показывать их на иллюстрациях с изображением осени.
У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств. Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Родители получили новые знания о некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Литература:
1. М. В. Коробова «Малыши в мире природы» М. «Просвещение, 2005 г.
2. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Я познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2004 г.
3. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
4. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
5. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.
6. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г
7.. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г.
8. Е. Е. Хохмякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
9. Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких».
10. Иванова А. А. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Приложение:
Рассматривание картин «Осень», «Катя на прогулке»
Цель: Цель: Уточнить и обогатить представления детей об осени. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи.
Пальчиковая гимнастика.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
«Мы капусту рубим, рубим…»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения
топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем
вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем
е вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Нод по аппликации во 2 гр. раннего возраста
Тема: "Осеннее дерево".
(коллективная работа)
Цели:
- создание "Осеннего дерева" из кленовых листьев.
Задачи:
- познакомить детей с видом продуктивной деятельности- аппликация;
-развивать ориентировку на листе бумаги;
-учить пользоваться кистью, клеем, тряпочкой;
-закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;
-развивать чувство цвета и композиции, воображения;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе;
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за осенним пейзажем. Рассматривание деревьев и их листьев.
Ход деятельности:
Воспитатель: -Ребята сегодня к нам в гости пришел Зайка. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: (дети здороваются)
Воспитатель: -Ребятки, Зайка, пришел не просто так. Он хочет, что бы мы, ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(осень)
Дети: ответы детей (осень)
Воспитатель: -Правильно ребятки. А по каким признакам мы узнаем, что наступила осень? Давайте сыграем в игру.
Д/и "Приметы осени".
Воспитатель: (берет в руки мяч и кидает каждому ребенку)
-Ребятки, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Дети: ответы детей (идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.)
Воспитатель: беседует с детьми на тему: "Осень".
Ребятки, давайте сыграем в игру.
П/и "Солнышко и дождик".
Воспитатель: Молодцы. Ребятки, а Зайка принес нам сюрприз кленовые листочки. Давайте сядем за столики.
Дети: садятся на свои места
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у нас на столе: ватман (на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки. Сегодня на прогулке мы с вами наблюдали за деревьями и листочками. И все деревья стояли нарядные, а наше дерево, почему то без листочков. Давайте, мы с вами наклеим листочки, что бы оно стало красивым.
Продуктивная деятельность (аппликация).
Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.
Воспитатель: Мы устали, давайте разомнемся.
Танец "Листопад с листочками".
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам с Зайчиком очень понравилось ваше дерево, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад. Но нашему Зайчику пора домой. До свидания.
Художественное творчество (рисование) «Наблюдаем за дождливой погодой»
Задачи:
1. Познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени дождливой погодой.
2. Уточнить название и назначение предметов одежды.
3. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; рисовать вертикальные линии.
4. Закреплять знание синего цвета.
НОД по рисованию во 2группе раннего возраста «Листочки танцуют».
Цель: Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, необходимых операционально-технических умений в ходе рисования.
Задачи: Продолжать знакомит детей с красным и желтым цветом (оранжевым). Создавать условия для речевой активности.
Оборудование: кисточки, краски, бумага для рисования, листочки разных цветов.
Ход занятия:
1 часть: игра «Листочки танцуют»
Звучит красивая музыка, дети заходят в группу. На ковре лежат листочки.
— Ребята, что это на ковре у нас лежит? (Дети отвечают).
— А что с ними случилось, почему они оказались на ковре? (Дети отвечают).
— А как листочки танцуют, когда дует ветер? (Дети отвечают).
— Давайте и мы с вами потанцуем.
Дети под музыку кружатся, как листочки.
2 часть: рисование «Листочки танцуют».
— Ребята, у меня есть картинка с нарисованным деревом, чего не хватает на рисунке? (Дети отвечают).
— А что мы можем сделать, чтобы на дереве появились листочки? (Дети отвечают).
— Давайте нарисуем листочки.
Показать детям, как с помощью кисточки можно нарисовать листочки, как правильно держать кисточку.
3 часть: Итог занятия.
Поблагодарить детей за красивые рисунки, спросить, понравилось ли им рисовать листочки, предложить вместе развесить рисунки.
НОД по лепке во 2 группе раннего возраста «Падают, падают листья…»
Каждое время года по своему красивое. Но самое яркое- это конечно же осень- золотая осень! С каждым днем теплых и солнечных деньков становится все меньше, но и серые хмурые осенние деньки украшают падающие с деревьев яркие листья. Они покрывают землю шикарным разноцветным ковром.
Часть 1:Перед началом занятия мы с детишками играли в дидактические игры с листиками. Составляли коллективную аппликацию «Осеннее дерево».
Цель занятия: учить детей создавать рельефные изображения из пластилина. Отщипывать и примазывать кусочки красного и желтого цвета к фону пальчиками. Развивать чувство цвета, тактильные ощущения, укреплять пальчики и кисть руки.
Часть 2:К нам в гости пришел мишка и принес с собой осенние листочки разных цветов. Рассказал, что собрал их в лесу, их там очень много.
Бродит Мишка у берлоги,
В желтых листьях вязнут ноги.
- Ты чего вздыхаешь, Мишка?
Прошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазенки лапой:
-Матушка- Медведица
На меня все сердится;
я прошу: "Дай, мама, меда!"
А она: "Поспи полгода. ".
Часть 3:
Мы усадили Мишку на листочки и сделали для него дорожки с листочками, по которым он будет гулять.
Малыши отрывали кусочки от большого куска пластилина, и приклеивали к фону, немного придавливая. Ребяткам очень понравилось это занятие. А Мишке понравились наши разноцветные дорожки.
Я думаю Вы тоже, с удовольствием, оцените наши работы.
НОД во 2 группе раннего возраста по рисованию «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»
Рисование фломастерами.
Цели: Рисование иголок ёжику - прямыми вертикальными линиями, дополняя созданный педагогом образ ёжика. Воспитывать любознательность.
Предварительная работа: д. и. «ёжик»
Материалы, инструменты, оборудование: Лист бумаги белого цвета с напечатанным силуэтом ёжика, фломастеры, влажные салфетки.
Ход занятия.
Показываю детям игрушку Ёжика и читаю стихотворения Г. Лагздынь «Ёжик» :
Повстречался ёжик мне,
Нёс грибы он на спине.
- Добрый день, колючий ёж!
Далеко ли ты живёшь?.
-Давайте мы с вами приступим к работе, но прежде скажите мне где растут иголки у ёжика? (правильно на спинке) показываю как правильно провести вертикальную линию с отрывом от листа бумаги.
-А сколько иголочек на спине у ёжика? (много) так давайте же нарисуем много-много иголочек у наших ёжиков.
Дети рисуют, а воспитатель помогает «рука в руке», помогает советом.
А теперь немного отдохнём и сделаем с вами гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож (перед собой)
У ежа иголки очень очень колкие (сжимают и разжимают пальцы)
Ёжик, ёжик, чудачок (дети прячут кулачки)
Где ты прячешься, дружок? (за спину)
Покажи иголки, очень очень колкие (сжимают и разжимают пальцы)
Поблагодарить детей за красивые рисунки, спросить, понравилось ли им рисовать ёжика, предложить вместе развесить рисунки.
Дидактическая игра «Найди такой же листик»
Цель: Нахождение предметов по сходству.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня).
Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».
Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.
Дидактическая игра «Найди такой же листик»
Цель: Развитие умение подбирать листочки по образцу. Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений. Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
Дидактическая игра «Какое время года»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 2-4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Игра «Иголки для ёжика»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный) ; выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика.
Задачи:
1) развивать мелкую моторику рук ;
2) воспитывать доброжелательное отношение к животным;
3) умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Описание игры и приемы ее проведения.
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре,
прививать чувство коллективизма
Сюжетно-ролевые игры : «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» ;
Цель: поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно – гигиенические навыки.
Игры – эксперименты: «Теплый – холодный», «Ветерок»
Цель: закрепление понятий: теплый, холодный, ветер, дует, сильный, слабый.
Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно».
Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
Беседы: «Когда на улице дождь, то…», «Что мы видели по дороге в детский сад», «Время года – осень».
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в осенний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Цель: развитие умения замечать изменения в природе.
Беседа «Какая сегодня погода»
Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Беседа «Дары осени»
Цель: формирование представлений о здоровой пище.
Беседа «Как изменилась одежда людей»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок вс тише, тише.
Деревцо вс выше, выше.
Физминутка: «Ходит осень по дорожке»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Образовательная деятельность во время режимных моментов:
Прогулка «Наблюдение за ветром»
Задачи:
1. Закрепить знание детей о ветре.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: деревья качаются, листья кружатся, летят – это ветер дует.
Прогулка «Наблюдаем листопад»
Задачи:
1. Показать детям краски «золотой осени», закрепить знание желтого цвета.
2. Раскрыть новое понятие «листопад».
Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Осенние фантазии».
Благодарим за внимание!