Екатерина Валова
Проект по развитию речи «Здравствуй, осень, золотая осень» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи
Тема: «Здравствуй, осень, золотая осень!»
(подготовительная к школе группа)
Составила: Валова Екатерина Сергеевна,
Учитель-логопед
ГО Богданович,2019
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Сроки проведения: 01.09.2019г. по 25.11.2019 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 6 — 7 лет.
Цель проекта :
Публикация «Проект по развитию речи „Здравствуй, осень, золотая осень“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, золотая осень!».
• Расширять представления детей об осени, как времени года.
Задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
4. Формировать лексико-грамматические категории.
5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
7. Развивать связную речь.
8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
9. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта :
В образовательном процессе подготовительной к школе группы частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в МАДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Образовательная область:
• Коммуникация
• Познание
• Социализация
• Чтение художественной литературы
• Художественное творчество
• Труд
• Музыка
• Здоровье
Обеспечение:
• Подбор иллюстраций и картин.
• Детская литература.
• Настольно-печатные игры.
• Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта :
• Выставка рисунков «Осень».
• Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
• Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
— Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
— Выставка рисунков «Осень».
— Изготовление сборника рассказов «Время года – осень».
— Музыкальное развлечение «Осенний марафон»
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта :
Образовательная область: «Социализация».
• Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
• Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
— «Листопад»,
— «Огородник»,
— «Пугало»,
— «Репка».
• Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «С какого дерева листок»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
• Пословицы, поговорки и загадки об осени.
• Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.
Образовательная область: «Коммуникация».
• Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
• Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
• Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
• Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Образовательная область: «Познание».
• Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Наблюдения за овощами и фруктами
Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Образовательная область: «Художественное творчество».
• Рисование на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Музыка».
• Разучивание песен, танцев;
• Прослушивание «осенних» мелодий;
• Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Труд».
• Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок).
Образовательная область: «Здоровье».
• Коррекционная логопедическая работа:
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
6. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
- «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
- «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
— «Съедобный — несъедобный»;
- «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
- «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
ТЕМЫ НОД
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В. Некрасов.
3. Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова.
4. Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
5. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
6. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
8. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
9. Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
10. Загадки и пословицы об осени.
11. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
12. Составление описательного рассказа «Птицы»
13. Сопоставление ранней и поздней осени.
Художественное творчество
Лепка
1. «Корзина с грибами»
2. «Фрукты»
3. «Овощи для игры в «Магазин»
Рисование
1. «Ветка рябины»
2. «Царство грибов»
3. «Узор из ягод»
4. «Перелётные птицы»
5. «Поздняя осень»
Аппликация
1. «Ветка винограда»
2. «Витаминная корзина»
3. «Ветка с осенними листьями»
Познание
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Перелётные птицы»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
Музыка
Разучиваие песен:
— «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
— «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
— «Журавушка» муз. Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Пальчиковые игры:
— «Разбросала осень листья»;
— «Мелкий дождик моросит».
Русские народные игры:
— «Огородник»;
— «Пугало».
Совместная работа детей с родителями:
• Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
• Выставка цветов «Осенний букет»;
• Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень»
• Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература
1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2008. – 2420 с.
3. Елжова Н. В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. Подготовительная группа /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М. : Гном и Д», 2001.
7. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет : планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.