Мариана Родина
Проведение интегрированных коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение интегрированных коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности у детей
Родина Марина Анатольевна
воспитатель первой категории
МБДОУ «Д/С №136 «Полянка»
г. Ульяновск, Ульяновская область
Проведение интегрированных коррекционных занятий,
направленных на снижение реакций страха и тревожности
Публикация «Проведение интегрированных коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности у детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Страх и детская тревожность
- Темочки
у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: проведение коррекционных занятий направлено на создание условий, способствующих стрессоустойчивости в кризисных ситуациях, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышению адаптационных возможностей и раскрытию творческого потенциала детей.
Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, музыка.
Цель занятия : создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей.
Занятие «МЫ РАЗНЫЕ»
(старшая группа)
Приветствие.
Дети вместе с воспитателем сидят в кругу.
- Доброе утро, Алеша!
(улыбнуться и кивнуть головой)
- Доброе утро, Алена!
Упражнение «Шум растет»
Цель: создать эмоциональный настрой, сплотить участников.
- Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так:
«Ш-ш-ш!» (шепотом). Потом Шумок немного подрос и стал разговаривать чуть громче: «Ш-ш-ш!» (вполголоса). И наконец, он вырос и превратился в настоящий Шум: «Ш-ш-ш!» (во всю силу голоса). Давайте вместе покажем, как рос Шумок.
Дидактическая игра «Мы разные»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
- Кто из нас самый высокий?
- Кто из нас самый низкий?
- У кого самые темные (светлые) волосы?
- У кого на голове есть бант (два?
- У кого на одежде есть пуговицы (замочки?
Воспитатель подводит итог: мы смогли убедиться в наличии у каждого из детей чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых – цвет глаз. Глаза человека бывают разного цвета: зеленые, голубые, серые, карие. А у вас какого цвета глазки (если дети затрудняются с ответом, им в помощь предлагается зеркало? Далее в беседе психолог отмечает: глаза могут выражать различное настроение, в них можно многое увидеть и понять. Детям предлагается вспомнить: какое выражение глаз бывает у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем, для чего нужно смотреть в глаза собеседнику. Затем дети выясняют, какие по форме бывают носы, уши, рот.
Упражнение «Спиной друг к другу»
Цель: вырабатывать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.
Дети разбиваются на пары, встают спиной друг к другу. Необходимо описать внешность партнера, какие у него волосы, глаза, нос, одежда.
В конце игры выбираются лучшие игроки, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.
Чтение рассказа «Самый-самый»
Цель: развивать самокритичность, адекватную самооценку.
Как-то раз овощи завели между собой спор: кто самый, самый…
- Я самый красный, - сказал Помидор.
- Я самый хрустящий, - сказал длинный Огурец.
- Я самый душистый, - сказал Зеленый Горошек.
- Я самый гладкий, - сказал толстый Баклажан.
- У меня самый красивый хвостик, - сказал Редиска.
- Я самый пахучий, - сказал Укроп.
- Я самый горький, - сказал Лук.
- Я самая толстая, - сказала Капуста.
- Я самый полезный, - сказал Чеснок.
- Я самый необходимый. Без меня не может обойтись ни одна хозяйка, - сказал Картофель.
- Я самая яркая, - сказала Морковка.
- Я самый… самый… - ничего не смог сказать Кабачок.
- Ты самый скромный, - помогла ему Свекла, - а, значит, и самый, самый…
Все овощи согласились и прекратили спорить.
Вопросы:
О чем спорили овощи?
Перечислите овощи, которые вступили в спор?
Чем закончился спор?
Часто ли ты хвастаешься?
Якалка.
Наша утка – крякалка,
А Сережка – якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее пробегу.»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!
Рисование «Мы - разные»
Цель: развивать умение отличать свои индивидуальные особенности, передавать характерные черты своей внешности в рисунке.
У детей в тетрадях – контуры лица (два варианта - для девочек и мальчиков). Воспитатель предлагает детям вспомнить, какого цвета у них глаза, какие губки, бровки, носики и закрасить их соответственно.
Упражнение «Комплимент»
Цель: способствовать сближению участников, развивать умение выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.
Дети, бросая мяч по кругу, называют друг друга по имени и продолжают фразу: «Алеша, ты самый… (умный, добрый, заботливый, сильный, смелый, щедрый).
Прощание.
Дети держатся за руки и говорят друг другу «До свидания», даря при этом улыбку.
Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОСТИ К ЗМЕЮ ГОРЫНЫЧУ»
(старшая группа)
Приветствие.
Игра «Мальчик-девочка наоборот»
Цель: развивать произвольный контроль над своими действиями, способствовать снятию двигательной расторможенности, негативизма.
Участники – в круг. Ведущий (воспитатель, ребенок) показывает действия, все повторяют за ним. «Мальчик (девочка) - наоборот» должен делать не так как все.
Беседа.
Цель: развивать уверенность в себе, закреплять ощущение смелости, решительности.
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии.
- Верно, мы учились бороться со своими страхами. Страхи, которые жили в нас, мы переложили на бумагу. А какие способы мы придумали для того, чтобы страхи уничтожить? ( дети перечисляют: смять, разорвать, выкинуть в мусорный бак, в форточку, сжечь и т. д.).
Упражнение «Маленькие привидения»
Цель: учить выражать свои чувства, психотерапевтическим способом воздействовать на различные виды страха.
- Представьте, что вы – маленькие привидения. Вам захотелось немного пошалить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот такое движение (приподнимаем согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.
Продолжение беседы.
- Ну, раз вы теперь такие смелые и ничего не боитесь, предлагаю вам отправиться со мной в опасное путешествие.
- Сегодня мы отправимся в удивительную страну. Садитесь на ковер-самолет (дети рассаживаются на ковре) и приготовьтесь к полету (звучит музыка).
Раз, два, три, четыре, пять…
Начал наш ковер взлетать.
Над полями, над горами,
Над глубокими морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
Среди гор, в стране чудес,
Где растет столетний лес,
Где среди высоких гор
Обитают до сих пор
Змей Горынычи, драконы.
Здесь у них свои законы –
Могут съесть они гостей,
Не оставят и костей…
Мы на них лишь поглядим
И обратно улетим.
- Закройте глаза и представьте грозные скалы вокруг пещер, горные реки шумят в глубине ущелий. Вот из-за горы вылетает огромный Змей Горыныч, из пещеры выползает другой, совсем на него не похожий. В горном озере забурлила вода – наверное, еще один обитатель этой дикой страны плывет сюда. Какие же они удивительные – эти Змеи Горынычи! Конечно, каждый из вас увидел своего собственного Змея Горыныча. Расскажите, кто они? Дети это драконы. А какие они, опишите своих драконов. Дети описывают придуманных ими драконов. Воспитатель помогает, задавая уточняющие вопросы: у твоего дракона есть крылья или плавники? Он умеет прыгать? Какие у него ноги? Сколько у него голов, какие глаза, пасть, зубы и языки, есть ли уши, рога и для чего они нужны дракону? Огнедышащий он или нет? Чем покрыто его туловище? Какого оно цвета? Какой хвост и для чего он нужен? Ты представил себе дракона или дракониху?
Все ваши драконы и Змеи Горынычи такие разные! Жаль, что у нас нет с собой фотоаппарата, чтобы сделать фотографии этих удивительных животных! Ну, не беда. Все равно нам надо возвращаться, прилетим в детский сад, а там у нас есть волшебные помощники – цветные карандаши и мы своих зверей нарисуем. Держитесь крепко за ковер-самолет, полетели (звучит музыка).
Вот мы и вернулись. Рассаживайтесь по местам. Надеюсь, за время полета вы не забыли, каких драконов и Змеев Горынычей видели в волшебной стране.
Рисование «Драконы»
Цель: учить переносить метафорические образы в рисунок.
Теперь закройте глаза, послушайте музыку и нарисуйте удивительных зверей, которых вы встретили в сказочной стране. Постарайтесь рисовать крупно, в центре листа, чтобы можно было понять, как выглядят драконы.
Рефлексия
По окончании рисования дети рассказывают о своих ощущениях, дают своим драконам сказочные имена.
Прощание.