Елена Ивлева
Прогулки на январь в старшей группе (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Январь.
Прогулка № 11
Можно ли есть снег?
Цель: продолжать формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения.
В городской среде снег есть небезопасно, поскольку снежинки собирают большое количество пыли, в которой содержатся масла, сажа, гудрон и множество металлов, которые являются токсичными и трудно выводятся из организма. Так что даже если снег и выглядит белым, чистым он не может быть просто по определению. В его составе помимо опасных веществ есть также песчинки и реагенты. Они поглощаются в ветреную погоду снежинками, когда те опускаются на земную поверхность, особенно в районах, где много открытых полей и грунтовых дорог. На снег оседают частички пыли, поднятые машинами, попадают мельчайшие капли от их колес и т. п. Во дворе у нас тихо, чисто, машин нет, и растет множество деревьев. Грязи из воздуха здесь падает гораздо меньше. Но все равно она есть - с тех же деревьев, например. А уж если вспомнить про кошечек и собачек! Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.
Публикация «Прогулки на январь в старшей группе (2 часть)» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Январь
- Старшая группа
- Темочки
Помимо наличия опасных веществ снег есть нельзя, так как он холодный. В результате поедания снега происходит переохлаждение и снижение иммунитета. Так что есть снег совсем не безопасно для здоровья.
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент «Проверить чистоту снега». Для этого дети приносят в группу небольшое количество снега (например, в ведерке). Пока ребята переодеваются снег растает. Образовавшуюся воду нужно пропустить через фильтр из ватного диска, а затем посмотреть, какой осадок остается на фильтре. Это и есть грязь, содержащаяся в снеге.
Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижная игра. «Самый меткий» Цель: развивать глазомер, ловкость, учить бросать снежки в цель.
Индивидуальная работа: "Назови слово на. " - учить различать гласные и согласные звуки.
Январь.
Прогулка № 12
Наблюдение за вороной
Цель: Расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком. Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.
Помните, как выглядит ворона? Это крупная птица не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами. Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней не будет появляться в этих местах. Вороны – умные и находчивые птицы. Часто можно видеть, как ворона деловито размачивает в луже слишком сухие кусочки пищи, найденные на городских улицах. Известен факт, когда ворона, наблюдавшая за тем, как люди идут по пешеходному переходу, недолго думая, важно отправилась за ними следом, как настоящий пешеход.
Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц. С наступлением весны многие вороны начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там, на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями. Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда.
Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижная игра «Мороз - Красный нос».
Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
Индивидуальная работа Дидактическая игра «Назови какая?» (о вороне) Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Январь.
Прогулка № 13
Наблюдение за ветром
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да, потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер может быть теплым и ласковым, а может дуть с такой силой, что поток воздуха срывает крыши с домов и уносит домашнюю утварь. Когда ветер сильный, он может дерево вырвать с корнем. А тихий ветер приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган. Что же такое ветер?
Ветер - поток воздуха, который быстро движется над земной поверхностью. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать?
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега. Цель: прививать трудолюбие, умение работать в коллективе.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего. Развивать внимание, быстроту, реакцию.
Индивидуальная работа «Кто дальше бросит?».
Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
Январь.
Прогулка № 14
Почему снег и лед тают от соли?
Цель: продолжать формировать представление о свойствах снега; развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность.
Ход наблюдения.
Зачем зимой дорожки посыпают солью? Думаю, на этот вопрос Вы весьма справедливо ответили: "Чтобы не было скользко" или "Чтобы лед и снег растаяли".
Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Когда мы добавляем соль, мы получаем соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. (10% раствор замерзает при температуре - 6, а 20% при температуре - 16) На дорогах и тротуарах, посыпая лед солью, мы заставляем его растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания. Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.
Можно провести эксперимент «Лед и соль». Взять два заранее подготовленных кубика льда, один из них посыпать солью. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.
Трудовая деятельность: покормить птиц. Цель: воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим, стремление им помочь.
Подвижная игра: «Мороз - Красный нос». Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
Индивидуальная работа: Д/игра «Какие снежинки?» (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые) Цель: упражнять в создании прилагательных.
Январь.
Прогулка № 15
Наблюдение за инеем
Цель: формировать представление об инее как о явлении неживой природы, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Стоят деревья в инее —
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Это явление встречается в холодное время года. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Иногда кристаллики инея так густо покрывают ветки, что те обламываются под их тяжестью. Рассмотрим иней, какой он? На что похож? Что будет если веточку с инеем взять в руки? Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Что произойдет если на него подуть?
Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
Трудовая деятельность: Строительство горки на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Подвижная игра «Ловишки» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа «Сбей флажок». Цель: учить метать снежки в цель;
развивать меткость, внимание.
Январь.
Прогулка № 16
Наблюдение за синицей
Цель: на примере синицы познакомить с особенностями строения, образа жизни этих птиц; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать. Синица любит петь и зимой и весной.
Название этой птицы — синица произошло от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, синь-синь-ци-ци.
Садоводы считают синиц лучшими защитниками садов. В сутки синица способна очистить сад от 360 гусениц, именно столько раз она возвращается к гнезду с птенцами, поедает синица с удовольствием слизней и различных жучков, а также их личинок. Чтобы птицы синицы поселились в саду, развесьте в саду синичники. Синичник - это домик круглой формы, как у ствола дерева, наподобие скворечника, только входное отверстие меньше.
Синица птица оседлая, не перелетная, живя в лесу, в конце осени они перебираются поближе к людям, в сады и парки, где теплее и можно найти пропитание, также, кстати, поступает и воробей. На Руси даже существует такая примета, прилетели синицы, жди наступления холодов, а день, в который в город прилетали синицы, назвали Синичкиным днем, раньше его даже отмечали 12 ноября.
Синичек можно кормить подсолнечными семечками; свиным салом (несоленым) – синички с удовольствием его клюют; отварным рисом, гречкой или крупой перловкой; картофелем; можно кормить и хлебом, но только черным.
Трудовая деятельность: Сбор мусора с участка в определенное место.
Цель: формировать умение собирать мусор в определенное место; воспитывать желание помочь взрослым.
Подвижные игры: «Мороз - Красный нос». Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
Индивидуальная работа: Д/игра «Какая синичка?» Цель: упражнять в создании прилагательных.
Январь.
Прогулка № 17
Наблюдение за берёзой зимой
Цель: Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются). Продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев.
Ход наблюдения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)
Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую маленькую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения.
Ребята посмотрите, что есть у берёзы? Какие части дерева? (Корни, ствол, крона-ветки, листья, почки.)
Какой у берёзы ствол (по величине: снизу, сверху) (К низу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки.)
Какого цвета ствол? (Белый, с чёрными чёрточками.)
Скажите мне, а вы знаете, как называется кора берёзы? (Кора берёзы называется берестой.)
Как чувствуют себя деревья зимой? (Деревьям холодно, солнышко не греет.)
Почему березу называют русской красавицей? (Берёза - это распространённое дерево в России, она растёт почти на всей территории нашей страны. Береза является символом России)
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега. Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижная игра: «Мороз - Красный нос». Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
Индивидуальная работа: Д/игра «Какие снежинки?» (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые) Цель: упражнять в создании прилагательных.