Татьяна Николаевна Севостьянова
Прогулка-путешествие для детей младшей разновозрастной группы «Что нам Осень принесла?»
Прогулка - путешествие
для детей младшей разновозрастной группы
«Что нам Осень принесла?»
Назначение: Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования. Материал поможет познать окружающий мир, пробудить интерес и бережное отношение к природе.
Цель: Знакомство с изменениями в природе осенью.
Задачи:
_ Расширять представление детей об осени, включающие знания о явлениях в
Публикация «Прогулка-путешествие для детей младшей разновозрастной группы „Что нам Осень принесла?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
неживой природе (температура воздуха, о состоянии растений осенью,
желтеют и облетают листья с деревьев.)
_ Расширять представления детей о внешнем виде деревьев, строении (ствол,
ветки, листья).
_ Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме.
_ Развивать речь детей, умение логически отвечать на вопросы, доказывать
свою мысль.
_ Активизировать слова: дерево, ветки, листья, красивые, зелёные, жёлтые,
оранжевые, толстый, тонкий.
_ Способствовать развитию двигательной активности.
_ Вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего парка.
Участники: дети, воспитатели.
Формы работы: наблюдение, рассматривание, трудовая деятельность.
Место проведения: сады и огороды местных жителей, расположенные недалеко от детского сада
Организация наблюдения: выбрать в саду отдельно стоящее дерево, к которому можно подойти. Показать какое оно красивое. Полюбоваться красотой. Подвести поближе, к дереву, удобно расположить детей полукругом. Рассмотреть убранные огороды селян.
Ход прогулки.
Воспитатель: Друг за другом становитесь,
Крепко ___за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Мы пойдем гулять сейчас.
Дети становятся парами и идут за воспитателями по дорожке на
приусадебный участок.
Воспитатель: Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сегодня чудесно на улице! И всё это
подарки Осени. На небе вы увидели лёгкие облачка и солнышко. Протяните ручки к нему и скажите, что вы почувствовали. Совершенно верно: солнышко греет, но не так жарко, как летом от него идёт тепло. Посмотрите вокруг - какие признаки осени вы видите?
- листики на деревьях меняют цвет, становятся разноцветные, а потом опадают и начинается листопад;
- часто идут дожди; образуются лужи;
- птицы улетают на юг, потому что нечего кушать и холодно им становиться;
- люди одеваются теплее;
- люди собирают осенний урожай;
- дует холодный ветер.
Подумайте и скажите, ребята, какая сегодня погода? (Ясная) Почему? (Ярко
светит солнце, нет дождя).
Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
Дыхательное упражнение «Запахи природы».
Воспитатель: Давайте почувствуем запах природы. (Глубокий вдох носом и
выдох через рот).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю пофантазировать и рассказать, на что
похожи облака. Для этого присядем на корточки, и посмотрим на небо.
Расскажите, на что похожи облака и куда они могут лететь по вашему мнению.
Дети рассказывают об облаках.
Воспитатель: Мальчики и девочки знаю я, что вы любите загадки отгадывать.
Послушайте и попробуйте отгадать.
Дни стали короче,
длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (осенью).
Летают, кружатся,
на землю ложатся.
С земли не встают,
и тут пропадут (листья).
Он пришел, наполнил кадки,
поливал усердно грядки.
С шумом окна промывал,
на крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
и ушёл по лужам в поле. (дождик).
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки.
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на деревья.
Подойдите ближе и покажите, где у дерева ствол.
Погладьте дерево по стволу. Что вы чувствуете? (Теплый, шершавый)
Воспитатель: Попробуйте обхватить дерево руками, а теперь пальцами. Почему
нельзя обхватить пальцами ствол? Ствол какой? (Ствол толстый)
Воспитатель: Если ствол толстый, то ветки какие? (Тонкие)
Воспитатель: Где растут ветки у дерева? (Ветки растут у ствола)
Воспитатель: Дотянитесь до самой нижней ветки. Какое дерево?
Воспитатель: Покажите! А что это на ветках! (Листья)
Воспитатель: Как можно узнать, что к нам пришла осень? (Стало холодно,
ночью бывает мороз, листья желтеют, краснеют, падают на землю).
Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как
называют это явление? (Листопад).
Осень в гости к нам пришла
Деток радует она,
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад!
Воспитатель: Посмотрите, сколько разноцветных листьев лежит на земле.
Осенью листочки начинают желтеть, сначала сверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они падают на землю (наблюдаем, как листья падают на землю). В безветренную погоду они плавно и медленно падают с деревьев, а когда на улице дует ветер - порхают, вьются и кружатся.
Дидактическая игра «Назови какой?»
Воспитатель: Посмотрите на опавшие листочки, возьмите в руки. Рассмотрите листья. Обведите по краю листочка пальчиками. Чем похожи листочки друг на друга? Чем отличаются друг от друга? (Большие и маленькие. Желтые и коричневые, оранжевые и зеленые)
Игровое упражнение «Осенние листочки"
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Осенние листочки». (В руках у
детей листочки, выполняют движения в соответствии с текстом).
Мы — листочки, мы — листочки,
(Дети стоят кружком, держа в руках листочки)
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
(Разбегаются по дорожкам)
Мы летали, мы летали —
(Бегают, помахивая листочками)
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись мы в кружок.
(Садятся на корточки, листочки держат над головой)
Ветер снова вдруг подул.
(Разбегаются по дорожке)
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели.
(Подкидывают листья вверх)
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Под ногами листопад.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и листенок.
Воспитатель: Ребята, давайте походим по опавшим листьям. Что вы
слышите? (Они шуршат).
Воспитатель: Да, они шуршат, шелестят. Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Звуковое упражнение «Шелест листьев». (Хоровое, индивидуальное).
Воспитатель: Посмотрите, как много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Лист березы – березовый.
Лист клена – кленовый.
Лист рябины – рябиновый
Лист тополя – тополиный и т. д.
Воспитатель: А вот и огород. Здесь, ребята, сажают овощи, ухаживают за ними, наблюдают за ростом, собирают урожай.
Подвижная игра «Дары осени».
Вы образуете круг, а я встану в середину, возьму мяч и буду каждому из вас его бросать, называя загадку про дары осени, и вы в ответ возвращаете мяч мне называя отгадку. Раз, два, три - игру начни.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте соберём букеты из осенних разноцветных листьев в подарок для мамы. (Дети собирают красивые листья и объясняют свой выбор).
Самостоятельная игровая деятельность «Собери букет»
Воспитатель: Один листок, еще листок и еще, получилось много листьев –
целый букет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка? (Ответы детей). Ну что же, я думаю, мы славно потрудились. Давайте мы с вами вспомним, что мы делали: почитали стихи, поиграли с листочками, собрали осенние листья в красивый букет, вспомнили, какие бывают осенние дары.
Молодцы___