Татьяна Р
Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г. Барыше»
ПРОГРАММА
«Академия чувств и эмоций»
Коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста.
Автор программы
Педагог-психолог
Рыженкова Татьяна Геннадьевна
Г. Барыш
2017г.
Пояснительная записка.
Как улыбается ребенок? Радостно, беззаботно, искренно.
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта „Академия чувств и эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сказкотерапия. Программы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии по сказкам
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Почему же ни все дети часто улыбаются? Вероятнее всего нарушено их психологическое здоровье. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако, у детей, попавших в социозащитное учреждение для несовершеннолетних, мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья.
Новая обстановка, новые требования, отсутствие родителей - это конечно же стрессовая ситуация для ребенка, которая приводит к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т. д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, т. е. адаптироваться.
Какой самый быстрый путь к душе ребенка?
Конечно, сказка. Она наполняет внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри себя и видеть поддержку окружающих.
Программа «Академия чувств и эмоций» является адаптированной программой для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и испытывающих те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В рамках ее реализации использование сказкотерапии позволяет работать с агрессивными, неуверенными, тревожными, застенчивыми, конфликтными детьми; с проблемами стыда, лжи, страха; с различного рода психосоматическими заболеваниями и т. д. Сказка в реабилитационном процессе позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным.
Сказкотерапия это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.). Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что сказка это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста. Широкая распространенность сказок обусловлена тем, что они способствуют пониманию или осмыслению окружения человека, помогают выразить мистические, религиозные и моральные установки. Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять "законы" окружающей действительности.
Сказкотерапевтические технологии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога (психолога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Сказкотерапия — воздействие сказкой с целью лечения (терапии, коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Цель программы :
Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка.
Развитие эмоционального интеллекта и речевой активности у детей дошкольного и школьного возраста с помощью форм и методов работы со сказками.
Задачи программы :
• Выявление основных эмоционально-личностных проблем воспитанников: агрессивности, беспокойства, безразличия, демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, тревожности, страхов;
• Формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;
• Тестирование родителей детей, имеющих отклонения в личностном развитии с целью актуализации процессов воспитания дома;
• Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии;
• Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;
Формировать и закреплять саногенные состояния;
• Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
• Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками;
• Развивать речевую активность у детей;
• Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
Программа рассчитана 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин.
Основные формы и методы реализации программы :
- диагностирование;
- практические занятия;
- терапевтические сказки;
- статические и психодинамические медитации;
- куклотерапия;
- творческая деятельность;
- моделирование реальной ситуации,
- беседы,
- сюжетно-ролевые игры;
- тренинговая деятельность;
- консультативная деятельность.
Ожидаемый результат:
- развитие интегративных качеств личности дошкольников:
умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции;
- формирование социальных навыков;
- совершенствование волевых качеств;
- повышение педагогической культуры родителей, позитивный сценарий развития детско-родительских отношений;
- снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников.
Тематический план
№ занятия Тема занятия Цель и задачи Формы работы Кол-во часов
Блок психологической диагностики
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей
5-7 возраста Исследование индивидуальных особенностей детей. Методики: «Кактус», «Страхи в домиках», тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследо-вания тревожности.
5
Блок психоло-педагогической коррекции
1
«Знакомство с волшебной академией» Научить детей различать и правильно называть эмоциональное состояние человека. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций.
Игра-путешествие
1
2
На маленькой полянке Коррекция неуверенности в себе. Повысить самооценку у детей. Формирование умения рассуждать, делать выводы. Развитие мелкой моторики рук. Снятие эмоционально-психическо-го напряжения. Ритуал входа. Сказка «На маленькой полян-ке». Этюд «Что со мной?».
Лепка.
Игра «Мышь и мышеловка». Ритуал выхода.
2
3
Вороненок Коррекция неуверенности, несамостоятельности. Развитие навыков невербального выражения эмоций. Учить приемам релаксации. Развитие тактильного восприятия, творческих способностей. Ритуал входа. Сказка с вопросами для обсуждения. Рисование. Прием релаксации. Ритуал выхода.
2
4
Маленький желтый автобус Коррекция неуверенности в себе.
Формирование у детей уверенности в себе через развитие коммуникатив-
ных и артистических способностей.
Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психо-эмоционального напряже-ния. Развитие мелкой моторики рук. Ритуал входа. Упражнение «Три дороги». Сказка о маленьком желтом автобусе. Раскрашивание.
Этюд «Капитан».
Ритуал выхода.
2
5
Случай в лесу Коррекция неуверенности в себе. Обучение способам самовыражения. Снятие психического напряжения. Развитие уверенности в себе через развитие мимических и пантомими-ческих способностей. Развитие саморегуляции. Ритуал входа. Упражнение «В лесу». Сказка «Случай в лесу». Проигрывание эпизода сказки. Релаксационное упражнение «Океан».
Ритуал выхода.
2
6
Белочка-Припевочка
Коррекция неуверенности, тревожности. Обучение выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний. Гармонизация личности детей. Ритуал входа. Упражнение «В осеннем лесу». Сказка «Белочка-
Припевочка». Игра «Иголка и нитка». Рисова-ние на спине. Ритуал выхода.
2
7
Подсолнечное семечко Коррекция тревожности, беспокойства, страха самостоятельности. Повысить самооценку детей. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного, эмоцио-нального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». «Сказка о подсолнеч-ном семечке». Аппликация. Релаксационное упражнение «Подсолнух». Игра «Я- смелый». Ритуал выхода.
2
8
Непоседливая обезьянка Коррекция невниматель-ности, неусидчивости, гиперактивности. Развитие коммуникативных умений и навыков. Развитие усид-чивости, самоконтроля. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Огненная река». «Сказка о непоседливой обезьянке». Игра «Расставь посты». Рисование. Рефлексия «Солнечный лучик». Ритуал выхода.
2
9
Серое ухо Коррекция тревожности, страха темноты. Расширение кругозора детей, формирование речетворческих способнос-тей, воображения, мышле-ния, внимания и памяти.
Формирование у детей умение преодолевать свои страхи. Развитие у детей уверенности в себе посредством коммуника-тивных и артистических способностей. Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Три дороги».
Сказка «Серое ухо». Раскрашивание.
Этюды «Страх»
«Радость». Ритуал выхода.
2
10
Сказка про Енота Коррекция страха общения неумения устанавливать контакты. Закрепление коммуникативных умений и навыков посредством развития артистических способностей. Развитие самоконтроля. Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Живой огонек». Сказка про Енота. Обыгрывание основного сюжета сказки. Этюд «Встреча с другом».
2
.
11
Тимошка и Темнота.
Коррекция тревожности, страха темноты. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Развитие внутренней свободы и раскованности. Снятие психомышечеого и эмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебная ракушка». Сказка «Тимошка и Темнота». Подвижная игра «День-ночь». Худож. упражнение «Нарисуй страх». Вербальное упражнение «Напугаем страх». Ритуал выхода.
2
12
Бусы из волшебных ягод Коррекция невниматель-ности, неусидчивости. Развитие усидчивости, самоконтроля. Развитие наблюдательности. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». Сказка «Бусы из волшебных ягод». Рисова-ние. Игра «Слушай хлопки». Релаксационное упражнение. Ритуал выхода.
2
13
Волчонок и светлячки Коррекция страха темноты, одиночества, замкнутого пространства.
Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Обучение способам самовыражения.
Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный перстень». Сказка «Волчонок и светлячки». Этюды «Гроза»,
«Дождик». Психологическая лепка. Игра «Темная нора». Ритуал выхода.
2
14
Полезная боюська Коррекция страха темноты
Развитие тактильных ощущений. Учить детей избавляться от страхов посредством вербальных игр и упражнений. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный предмет». Сказка «Полезная боюська». Упражнение «Напугаем страх». Игра «Пчелка в темноте». Ритуал выхода.
2
15
Сказка о страхе Коррекция детских страхов. Совершенствование коммуникативных умений и навыков детей. Развитие речевой активности. Развитие умения избавляться от страха, используя вербальные упражнения. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный тоннель». Сказка о страхе.
Релаксационное упражнение «Воздушный шар». Игровое упражнение «Падающая башня». Упражнение «Отпускаем страх». Ритуал выхода.
2
Блок работы с родителями
Задача: Позитивная ассимиляция ребенка в социальную среду.
Сказка в жизни ребенка Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка. Беседа
Сказка в жизни ребенка Рекомендации по работе со сказкой в семье. Памятка для родителей
Какие сказки нужны моему ребенку Советы родителям в подборе сказок для их ребенка Тест для родителей
Блок работы с педагогическим коллективом
Задача:.
Сказка в жизни ребенка Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка. Беседа
Сказка в жизни ребенка Рекомендации по работе со сказкой в семье. Памятка для родителей
Какие сказки нужны моему ребенку Советы родителям в подборе сказок для их ребенка Тест для родителей
Заключение.
Процесс перехода ребенка из семьи в социальное учреждение сложен для малыша. Ему предстоит приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться. А это совсем не просто. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми дети поступают к нам в приют.
Во-первых - у детей довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.
Во-вторых – у детей наблюдаются отклонения в поведении. Эта проблема касается сна, аппетита ребенка, гипервозбудимых и малоэмоциональных, неконтактных детей, с проявлениями страхов.
Использование в работе с дошкольниками сказкотерапии дает свои положительные результаты. К моменту завершения курса занятий замечен ряд изменений, которые произошли с детьми, прошедшими курс коррекционных занятий : уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе.
Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.
Используемая литература.
Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.
Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.