Серебрякова Наталия Юрьевна
Программа валеологического кружка для детей старшей группы.
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №1 «Сказка»
п. Советский Республики Марий Эл
Программа валеологического кружка «Здоровячок»
для детей старшей группы
(2014 - 2015г. г.)
Руководитель кружка :
Серебрякова Наталия Юрьевна
Пояснительная записка.
Публикация «Программа валеологического кружка для детей старшей группы,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.
Статистика свидетельствует : физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Опыт работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о своем организме и умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Таким образом, можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказание элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Одним из основных компонентов валеологического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации.
Из всего этого можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования - человек, познай и сотвори себя.
Наш детский сад уделяет большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей дошкольного возраста, которая была реализована через кружковую работу.
Программа кружка рассчитана для детей 5-6 лет. Занятия проходят с сентября месяца по май, 1 раз в неделю, продолжительность до 25 минут (вторая половина дня). Составлена на основе учебно-методического пособия Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Безопасность» (Москва, 2005г.).
Основными средствами обучения детей являются : занятие, игра, экскурсия, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.
Диагностическое обследование у детей по валеологии проводится по методике В. А. Деркунской. Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Перспективный план валеологического
кружка «Здоровячок»
на 2014-2015 учебный год
(старшая группа)
Цель. Формирование у старших дошкольников знаний о своем организме, правилах безопасности и основах здорового образа жизни.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической культуры.
2. Формировать представления детей о строении человеческого тела, об органах и их значении.
3. Обучать детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи.
4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
№ Тема Задачи Материал
Сентябрь
1 Дид. игра «Умею – не умею» Поддерживать у детей радостное настроение, чувство удивления и гордости своими способностями. мяч
2 Занятие «Из чего мы сделаны» Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека; дать знания о роли органов чувств. Иллюстрации
3 Рисование «Из чего сделан Я?» Выяснить, как дети представляют себе свое Я, свой организм, свои органы. Альбомные листы, карандаши, фломастеры.
4 Чтение худ. литературы К. Чуковский «Мойдодыр» Закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки. Иллюстрации к тексту
Октябрь
1 Беседа «Чистота – залог здоровья» Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Картинки
2 Занятие «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека. Картинки
3 Выставка рисунков Выразить свое отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно. Альбомные листы, карандаши, фломастеры.
4 Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении. Иллюстрации, вода, тряпочки.
Ноябрь
1 Занятие «Функции позвоночника и скелета» Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет. Иллюстрации
2 Дид. игра «Опасно – неопасно» Развивать чувство самосохранения, учить предвидеть возможные последствия своих поступков. Мяч
3 Чтение худ. лит-ры А. Барто «Я расту» Воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость. Картинки
4 Беседа «Сделай компьютер своим другом» Формировать представления детей о том, что компьютер может быть вреден для здоровья. Иллюстрации
Декабрь
1 Сюжетно-ролевая игра «Больница» Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее огромную роль и важность для каждого из нас. Атрибуты к игре.
2 Занятие «Сердце – наш мотор». Познакомить детей с сердцем и его функциями в организме человека. Иллюстрации.
3 Рисование на тему «Мое сердце!» Поддерживать интерес к познанию своего тела, выяснить, как дети представляют свое сердце. Альбомные листы, карандаши, фломастеры.
4 Чтение худ. литературы Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Дать детям представление о людях с крепким и «живым» сердцем, вызвать желание быть похожими на людей с отзывчивым сердцем. Книга
Январь
1 Занятие «Зачем мы дышим: органы дыхания» Дать детям представление о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма. Иллюстрации с изображением легких.
2 Практические упражнения и экспериментирование. Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Иллюстрации
3 Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» Закрепить представления о чистом и грязном воздухе, поддерживать желание заниматься зимними видами спорта. Картинки с изображением видов спорта
Февраль
1 Занятие «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами. Картинки
2 Игра «Путешествие на кухню» Познакомить детей с трудоемким процессом приготовления пищи, воспитывать чувство благодарности и уважения к поварам. Кухня, посуда
3 Чтение худ. литер-ы С. Маршак «Робин – Бобин» Воспитывать в детях силу воли и чувство ответственности. Иллюстрации к тексту
4 Беседа «В гости к тете Зубной Щетке» Познакомить с правилами ухода за зубами, с техникой чистки зубов. Иллюстрации
Март
1 Занятие «Витамины укрепляют организм» Сформировать у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах. Картинки с изображением полезных продуктов
2 Беседа «Пришла весна – ребятишкам не до сна» Способствовать формированию полезных привычек. Картинки
3 «Кто спортом занимается» Формировать представление детей о необходимости заниматься спортом; продолжать способствовать формированию здорового образа жизни. Стихотворение Т. Волгиной «Два друга»
4 Занимательный досуг «Что может делать мой мозг?» Расширить представления о том, что все, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо-мозг. Иллюстрации, мяч
Апрель
1 Занятие «Сохрани свое здоровье сам» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, уметь оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физич. упраж-ям. Иллюстрации
2 Рассказ детей на тему : «Каким я хочу быть» Выяснить, желают ли дети быть здоровыми, заниматься спортом, стремиться никогда не унывать. Картинки здоровых людей
3 Дидак. игра «Опасно – неопасно» Расширить и закрепить знания об опасных предметах; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Мяч
4 Беседа «Полезные и вредные привычки» Закреплять знания детей о полезных и вредных привычках. Дид. карточки
Май
1 Дид. игра «Съедобное – несъедобное» Учить различать съедобные грибы и ягоды по картинкам. Предметные картинки
2 Беседа «Зеленая аптека» Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья. Иллюстрации лекарственных растений
3 Наблюдение за поведением детей, анализ детских высказываний, суждений Выяснить, насколько осознанны полученные представления, опираются ли они на них в реальной жизни.
Использованная литература:
1. Н. С. Голицына. ОБЖ для старших дошкольников. Москва, 2010г.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. Безопасность. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.
3. Т. С. Никанорова. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников.
4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Познавательное развитие.
5. Т. А. Шорыгина. Беседы о здоровье. Методическое пособие. Москва, 2013г.