Елена Беднякова
Рабочая программа по художественно-эстетической направленности кружка «Колобок» в старшей группе
▼ Скачать
+ Заказать документы
МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца
Цель программы :
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Задачи программы :
1. Приобщать детей к русскому народному декоративно – прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности.
2. Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно – прикладного искусства.
Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетической направленности кружка „Колобок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
3. На основе художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей, художественные способности : чувство цвета, ритма, композиции.
4. Учить использовать нетрадиционные техники, получать удовольствие от своей работы.
5. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в лепке.
6. Продолжать учить различным способам лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа.
7. Самостоятельно строить композицию, заполняя узором большую часть предмета.
8. Развивать моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, речь детей.
Особенности организации образовательного процесса.
1. Рассматривание образцов народной игрушки.
2. Беседы (для детей и родителей).
3. Тематический вечер «Народные умельцы»
4. Круглый стол «Семейные традиции» (для родителей)
5. Индивидуальные беседы с родителями «Научи хорошему»
6. Организация выставок (для родителей).
7. Создание мини – музея «Народная игрушка».
8. Использования нетрадиционных изобразительных средств.
9. Принципы построения образовательного процесса.
- принципы гармоничного развития (вхождения в современный мир через взаимодействия дошкольника с изобразительным искусством, лепкой, музыкой, детской литературой, родным языком, игрой, трудом);
- принцип целостности содержания образования представлением дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным);
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип систематичности (единые линии развития и воспитания);
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип обучения деятельности;
- креативный принцип;
- принцип практической применимости и педагогического подхода;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;
- принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса.
10. Обоснования программы.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроена по принципу развивающего образования, целью которого является развития ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Общий объем определяется в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями развития, спецификой нашего дошкольного учреждения.
Календарно – тематическое планирование.
Октябрь
1- 8 «Путешествие по народным промыслам»
Расширять преставления о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства.
Воспитывать уважительное отношение к труду народного мастерства, национальную гордость.
Сохранять и поддерживать традиции русского народа.
Вызвать интерес к лепке предметов народного декоративно – прикладного искусства.
Ноябрь
1 – 2 «Дымковская игрушка»
Рассказать детям об истории народного промысла, о пластике форм, пропорций, ярком узоре игрушек.
Показать процесс изготовления и его роспись.
Формировать эстетический вкус.
3 – 4 «Петушок», «Кукла»
Лепить предметы конструктивным способом.
Напомнить прием примазывания, кругового налепа.
Использовать в работе стеки, мокрые тряпочки.
5 – 8 «Расписывание игрушек»
Использовать в работе гуашь, кисти, нетрадиционные изобразительные средства: тампон.
Работать концом кисти.
Развивать внимание, аккуратность, самостоятельность.
Декабрь
1 – 2 «Филимоновские игрушки.
Познакомить детей с филимоновской игрушкой, отметить ее выразительные особенности: форму, пропорции, мелкие детали и способ росписи.
Использовать иллюстрации, глиняные игрушки.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту филимоновской игрушки.
3 – 4 «Свистулька – Конь с наездником»
Учить передавать в лепке выразительные особенности игрушки: толстые ноги у коня, хвост приподнят вверх, толстая шея у наездника, а на голове шляпа.
Использовать в лепке конструктивный прием, а также из целого куска глины.
Воспитывать аккуратность в работе.
5 – 8 «Расписываем свистульку»
Показать детям прием филимоновской росписи.
Формировать в рисовании чувство ритма, симметрии.
Использовать в работе кисти, гуашь трех цветов.
Воспитывать внимание, аккуратность.
Развивать моторику пальцев рук.
Январь
1 – 2 «Олень» (филимоновская игрушка)
Напомнить детям об особенностях лепки из целого куска, используя стеки (туловище).
Учить примазывать детали, используя в работе мокрую тряпочку (рога).
3 - 4 «Расписываем филимоновские игрушку»
Использовать в работе гуашь, кисти.
Напомнить детям особенности филимоновской росписи.
Учить аккуратно рисовать прямые линии концом кисти.
Февраль
1 – 2 «Каргопольские легенды»
Рассказать детям о каргопольской игрушке, сравнивая ее с дымковской. Отметить в ней динамичность, скромность в оформлении.
Показать иллюстрации с изображением каргопольских игрушек, отмечая соотношение, частей: голова небольшая, шея короткая, высокие ноги и массивное туловище.
3 – 4 «Конь»
Учить лепить пластическим способом – из целого куска глины туловище, шею, голову.
Передавать выразительные особенности игрушки: маленькая голова, опущенная вниз, изогнутая шея с гривой; удлиненное туловище и прямые ноги, немного расставленные в стороны.
5 – 8 «Роспись коня»
Разукрашивать концом кисти, используя два – три цвета.
Напомнить детям о скромности в разукрашивании каргопольской игрушки.
Воспитывать аккуратность в работе.
Март
1 – 2 «Калининская игрушка»
Познакомить детей с характерными особенностями лепки и росписи тверской игрушки.
Воспитывать любовь и уважение к народной игрушке.
3 – 4 «Уточка»
Учить лепить из целого куска, используя прием кругового налепа.
Показать детям прием примазывания налепов.
Воспитывать аккуратность в работе.
5 – 8 «Роспись Уточки»
Использовать нетрадиционные способы разукрашивания, используя тычок.
Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Апрель
1 – 2 «Сине – голубое чудо Гжели»
Познакомить детей с гжельскими предметами, обращая внимание на причудливость формы посуды, в основе которых лежит дисковидная форма.
Рассмотреть сине – голую роспись на белом фоне.
3 – 4 «Тарелочка», «Кувшин».
Лепить из целого куска, раскатывая круговыми движениями рук (тарелочка).
Лепить кувшин ленточным способом или из колец.
Воспитывать аккуратность во время сглаживания мокрой тряпочкой.
Учить видеть красоту предмета, делать декоративное оформление путем налепов.
5 – 8 «Роспись посуды»
Передавать в росписи сине – голубого цвета различные элементы: точки, полосы, бутоны, листья, завитки.
Продолжать рисовать концом кисти.
Учить наносить рисунок в шахматном порядке, в кругу, на прямой линии.
Май
1 – 2 «Русский изразец»
Рассказать детям о декоративных пластинах – изразцах, где изображены узоры и орнаменты с растительными элементами или жанровыми сценками людей и животных.
Показать последовательность лепки с изображением цветов, птиц и насекомых.
Вызвать интерес к лепке изразцов.
3 – 4 «Летняя фантазия»
Учить лепить пластины и с помощью стека прикреплять налепы.
Воспитывать самостоятельность в выборе узора, лепке его элементов.
5 – 8 «Роспись изразцов»
Разукрашивать детали концом кисти.
Воспитывать внимание, самостоятельность в работе.
Содержание психолого – педагогической работы.
1. Продолжать знакомить со свойствами глины и способами работы через выполнение работы по образцу.
2. Расписывать предмет по мотивам русских народных изделий.
3. Знакомить детей с образцами народно - художественных промыслов.
Форма образовательной деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- совместная деятельность с семьей.
Форма организации детей:
- подгрупповая
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.
Ожидаемый результат
1. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно – прикладного искусства.
2. Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают композиции по мотивам народных изделий.
3. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств.
4. Лепят и используют приемы: конструктивный, кругового налепа, используя в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
5. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятии.