тарина лайсле
Программа туристско-краеведческой направленности «Моя Родина, мой Абакан» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа
Туристско-краеведческой направленности
«Моя родина, мой Абакан»
Содержание
Целевой раздел…3
Цели и задачи, принципы реализации программы…3
Планируемые результаты….5
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе…. 5
Содержательный раздел….6
Публикация «Программа туристско-краеведческой направленности „Моя Родина, мой Абакан“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Содержание образовательной деятельности по программе….6
Образовательный модуль «Достопримечательности моего города». 7
Образовательный модуль «Растительный и животный мир Хакасии»…. …8
Образовательный модуль «Моя Родина, мой Абакан»….…. 9
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей…. 10
Формы, методы и средства реализации программы…11
Организационный раздел…. 11
Организационно-педагогические условия реализации программы…11
Материально-техническое, методическое обеспечение…. 12
Учебный план…. 12
Список литературы….14
Целевой раздел
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
1.1. Цели и задачи программы :
Цель: Создание условий для развития интереса к изучению окружающего мира; воспитание чувства собственного достоинства, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия, об окружающей природе и месте человека в ней.
Задачи:
Создать условия для развития познавательного интереса к прошлому и настоящему родного города и республики, расширения представлений об истории родного края. Познакомить с основами краеведческой работы; прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Воспитывать уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Расширять представления о природных богатствах Республики Хакасия, быте, традициях разных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Способствовать развитию личности, социализации воспитанников, создать условия для проявления нравственно-патриотических качеств: гордость за родину, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, республики.
Создать условия для самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, для развития наблюдательности, инициативности, ответственности, активности, творческого начала.
Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
1.2. Планируемые результаты
Воспитанники будут знать:
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
-достопримечательности Республики Хакасия;
-традиции, обычаи хакасского народа.
Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- дружелюбие.
Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Планируемый результат
Воспитанники будут знать:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев Великой Отечественной войны уроженцев Осташкова;
- промышленные предприятия города;
Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- дружелюбие.
Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по программе
Задачи:
1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой Республики Хакасия, родного города. Воспитывать чувство любви к своей «Малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме образовательной деятельности (часть занятия, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Растения Республики Хакасия. Растения луга, леса, водоемов. Что нам дает тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.
Животные Республики Хакасия. Животные луга, леса, водоема. Редкие животные своего края. Виртуальные экскурсии.
Полезные ископаемые Республики Хакасия. Добыча каменного угля.
Воды Республики Хакасия. Знакомство с основными реками, озерами своей местности. Значение рек, водоемов в жизни людей.
Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой Республики Хакасия, города Абакана. Путешествия по карте.
Охрана природы. Правила поведения в природе.
Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Абакан, Республики Хакасия. Памятники.
Народы Республики Хакасия. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Хакасия, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Народные праздники. Чтение легенд, сказок.
Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Республики Хакасия.
2.1.1. Образовательный модуль «Достопримечательности Хакасии»
Цель: Создание условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях Хакасии.
Задачи:
1. Дать детям знания из истории Хакасии: о украшениях хакасского народа. Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать умение детей в составлении узора.
2. Прививать интерес к истории родного края. Развивать творческие способности детей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки. Ориентировать детей в сферах человеческой деятельности: наука, искусство, культура.
3. Воспитывать любовь к малой родине – Хакасия. Содействовать эстетическому воспитанию дошкольников. Оказывать эмоциональное воздействие через тексты прозы и поэзии о Хакасии.
Учебно-тематический план модуля «Достопримечательности Хакасии»
№ Тема занятия Количество часов Формы аттестации/контроля
1 «Моя родина Хакасия» 1 Просмотр презентации, беседа
2 Достопримечательности моего города 1 Просмотр фотоальбома, беседа
3 Река Абакан 1 Путешествие по карте
4 Абаканский зоопарк 1 Развлечение
5 Памятник в парке Победы 1 Просмотр презентации, беседа
6 Рассказы о горных и лесных духах 1 Хакасские легенды
7 Игрушки моего народа 1 Просмотр презентации, беседа, мастерская игрушек.
8 «Хакасский краеведческий музей» 1 Просмотр презентации, беседа
9 «Музей-заповедник Казановка» 1 Просмотр презентации, беседа
10 Люблю тебя, моя Хакасия 1 Выставка книг и фотографий
11 Создание папки «Достопримечательности Хакасии» 1 Создание папки, беседа
Итого: 11
Образовательный модуль «Растительный и животный мир Хакассии»
Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей территории, своей местности. Показать, что на ней ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края.
Задачи:
Расширить представление детей о родном крае.
Продолжать знакомить детей с животными заповедника. Закрепить представления о многообразии животного мира Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.
Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
познавательную;
творческую (художественно-эстетическую);
коммуникативную.
Развить интерес к изучению родного края.
Воспитывать чувство гордости за родную природу.
Учебно-тематический план модуля «Растительный и животный мир Хакассии»
№ Тема занятия Количество часов Формы аттестации/контроля
1 «Береги природу» 1 Просмотр презентации, беседа
2 «Что это? Кто это?» 1 Просмотр презентации, беседа
3 «Кому нужна моя помощь» 1 Просмотр презентации, беседа
4 «Три мира. Птицы на бубне» 1 Рисование бубна
5 «Зеленые ладошки земли» 1 Десант чистоты и порядка в детском саду
6 «Священные птицы Хакаской земли» 1 Просмотр презентации, беседа
7 «Пещера 5-ти озер» 1 Просмотр презентации, беседа
8 «Медведь- любимый сказочный герой» 1 Просмотр презентации, беседа
9 «Красная книга Хакасии» 1 Просмотр презентации, беседа
10 «Курган «Барсучий лог» 1 Просмотр презентации, беседа
11 Создание папки «Заповедные зоны Хакасии» 1 Создание папки, беседа
Итого: 11
2.1.3. Образовательный модуль «Моя Родина, мой Абакан»
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями хакасского народа.
Задачи:
1. Осваивать знания о культуре родного края;
2. Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;
3. Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.
Учебно-тематический план модуля «Моя Родина, мой Абакан»
№ Тема занятия Количество часов Формы аттестации/контроля
1 «Кто живет, с нами рядом» 1 Виртуальные экскурсии, беседа, Знакомство с народами, проживающими в Хакасии.
2 «Символика, республики, города» 1 Игровая деятельность
3 «Мы, все такие разные» 1 Просмотр презентации, беседа, Конкурс рисунков.
4 «Традиционная одежда, вышивка» 1 Просмотр презентации, беседа. Художественно-творческая деятельность.
5 «Город, в котором, я живу» 1 Просмотр презентации, беседа
6 «Рождение города» 1 Беседа. Фотографии старого и нового города.
7 «История города в названиях улиц» 1 Презентация исследовательских семейных проектов
8 «Быт хакасского народа» 1 Просмотр презентации, беседа
9 «Культура хакасского народа» 1 Просмотр презентации, беседа
10 «Моя семья, моя радость» 1 Развлечение
11 Создание лепбука «Моя Родина, мой Абакан» 2 Создание лепбука, беседа
Итого: 12
2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей
Формы обучения: проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.
- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;
- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;
- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.
Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников.
Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребё нка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.
2.3. Формы, методы и средства реализации программы
Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная
деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Напоминание.
Объяснение.
Наблюдение. Развивающие игры.
Проблемные ситуации. Игровые упражнения
Показ.
Наблюдение.
Беседа.
Занятия.
Игровые занятия.
Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные).
Виртуальные экскурсии.
Проектная деятельность.
Конкурсы.
Продуктивная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации.
Чтение литературы. Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
Наблюдение.
Продуктивная деятельность Опрос.
Анкетирование.
Консультации.
Коллекционирование (создание папок по модулям)
Беседа.
Совместная продуктивная деятельность.
Выставки.
Совместные виртуальные экскурсии.
Совместная театрализованная деятельность.
Конкурсы
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы
Создание условий для успешной социализации ребенка;
учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
динамичность работы;
учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; - становление высоконравственных, этических норм поведения.
Реализация Программы в соответствии с ФОП ДО осуществляется во второй половине дня, в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
3.2. Материально-техническое, методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
к материально-техническому обеспечению программы : учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Учебный план
Направленность
программы Название программы Возраст обучающихся Количество
Групп/ подгрупп Сроки реализации программы Группа Название модулей Количество часов в неделе Количество часов в год
Туристическо-краеведческая «Моя Родина, мой Абакан» 5-6 лет 2 1 год №5 «Колокольчик» «Достопримечательности моего города» 1
Туристическо-краеведческая «Моя Родина, мой Абакан»» 5-6 лет 2 «Растительный и животный мир Хакасии» 1
Туристско-краеведческая «Моя Родина, мой Абакан» 5-6 лет 2 «Моя Родина» 1
Итого 1 34
Расписание дополнительных образовательных услуг Туристско-краеведческой направленности на 2023-2024 учебный год
Старшая группа «Колокольчик»
«Моя родина, мой Абакан»
д/недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница 15.30-15.55 (25 мин.) первая подгруппа
16.00-16-25 (25 мин.) вторая подгруппа
Список литературы
Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 1998 – 160 с.
Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2005 – 72 с.
Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.
Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.
Кызласов А. С., Тугужекова В. Н. Писатели и художники Хакасии.
Кириченко И. И., Боргоякова Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа.
Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания
Трояков П. А. Мифы и легенды хакасов.