Саламова Залина
Программа ТО «Юный овощевод»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения
«Юный овощевод»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Саламова Залина Сапаровна
Дигора – 2018 г.
Учебно-тематический план
№п/п Тема Всего часов В том числе
Теория. Практика Контроль
1 Вводное занятие. 2 2 -
2 Таинственное царство овощей. 8 2 6
3 Разнообразный мир овощей 24 10 14
4 Понятие о почве и её плодородии. 16 4 12
5 Полезные и вредные жители огорода. 10 - 10
6 Экология на страже здоровья человека. 12 2 10
Публикация «Программа ТО „Юный овощевод“» размещена в разделах
7 Красная книга РСО-Алания. 4 - 4
8 Кладовая витаминов. 6 - 6
9 Сорные растения. 9 4 5
10 Плоды и семена овощных культур. 6 2 4
11 Эти удивительные растения. 12 4 8
12 Витамины круглый год. 10 4 6
13 Необходимые природные факторы для жизни растений. 15 5 10
14 Контроль (вводный, текущий, внутриучрежденский) 8 8
15 Промежуточная аттестация (в форме викторин) 2 2
Итого: 144 39 95 10
Содержание программы
1 уровень (ступень) сложности
Раздел 1. Вводная часть. (2 ч.)
Организационное занятие. Ознакомление обучающихся с планом работы.
Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях объединения.
Раздел 2. (8 ч.) Таинственное царство овощей – древнейшая деятельность человека. История овощеводства в России. Отечественные и зарубежные ученые-овощеводы. Значение приусадебного овощеводства. Легенды, сказки, загадки, пословицы и поговорки об овощах.
Практическая работа: ознакомительная экскурсия по УОУ.
-конкурс рисунков: Овощи в сказках, музыке, загадках, живописи;
-тестирование: «Овощи нашего стола»;
- составление дидактических карточек для игры «Отгадай у кого овощ».
2 уровень (ступень) сложности
Раздел 3. Разнообразный мир овощей. (24 ч.)
Тема 1. Капуста и ее родственники. Из прошлого рода капусты. Родственники капусты;
Практическая работа:
ролевая игра «Капустник».
Оформление карты «Откуда к нам пришли овощи?».
Тема 2. Лук и чеснок. Луковое разнообразие. Чеснок «Змеиная трава»
Практическая работа:
изготовление дидактических карточек «Овощные луки».
Составление кроссворда «Овощи».
Тема 3. Томат, перец, баклажан. Томат - необыкновенная ягода. Перец и сладкий, и горький. Баклажан;
Практические работы:
сюжетно-ролевая игра «Сеньор помидор»;
составление рецептов «приготовление» блюд из овощей.
Тема 4. Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. Огурец. Двухпудовая тыквина. Маленькие родственники - кабачок и патиссон. Сахарный арбуз и ароматная дыня;
Практические работы:
конкурс рисунков «Огуречное семейство»;
составление таблицы совместимости «Растения на огороде».
Создание презентации «Целебные свойства растений».
Тема 5. Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. Чудо зелень - салат, шпинат. Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка. Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень;
Практические работы:
составление ребусов «Удивительные растения»;
составление справочника «Малораспространенные и пряные овощи».
Тема 6. Корнеплоды. Обо всем известной свекле. Лакомство на грядке – морковь. Репа, брюква, редька;
Практические работы:
конкурс рисунков «Мой огород»;
работа над составлением каталога овощных культур.
Изготовление дидактических карточек «Найди своё семейство».
Тема 6. Бобовые культуры. Горох, фасоль, бобы. Чина, вика, соя.
Практические работы:
«Составь сказку про овощи».
Изготовление овощей из пластилина.
Подбор загадок, стихов про овощи.
Тема 7. Картофель. Тартуфоль - из истории рода картофеля. Батат, топинамбур, арахис. Наш современный картофель;
Практические работы:
ролевая игра «Картофельный банкет»;
изготовление наглядных пособий «Наши овощные культуры».
Изготовление дидактических карточек: «Определи овощ по описанию».
Раздел 4. Понятие о почве и ее плодородии. (16 ч.)
Понятие – почва и ее плодородие. История возникновения почвы. Значение в жизни растений. Внешние признаки плодородия. Механический состав почвы. Типы почв. Кислотность почв. Физические свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость и др. Рациональное использование почвы. Охрана почв.
Практические работы:
Определение типа почв по коллекционным образцам. Определение механического состава почв. Определение влажности, влагоемкости, водопроницаемости почвы. Определение кислотности почвы.
Составление дидактической игры: «Найди себе пару».
Составление кроссворда «Влагоемкость».
Составление календаря подкормок овощных растений.
Составление викторины «Удобрения и их роль в жизни человека».
Раздел 5. Полезные и вредные жители огорода. (10 ч.)
Вредители и болезни овощных культур. Знакомство с основными вредителями и болезнями овощных культур по таблицам и коллекциям. Наиболее распространенные вредители и болезни овощных растений : томата, картофеля, свеклы, моркови, капусты и др. Вред, наносимый вредителями и болезнями. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур с учетом их биологических особенностей. Химические, механические, биологические, агротехнические меры борьбы и их последствие и эффективность. Применение настоев и отваров из растений местной флоры, отходов растений, как средство борьбы с вредителями и болезнями растений – метод сохранения экологии окружающей среды.
Практические работы:
составление таблиц по применению растений в борьбе с вредителями и болезнями овощных культур.
Подготовка сообщений на тему: «Наиболее распространенные вредители овощных культур» «Наиболее распространенные болезни овощных культур».
Составление дидактической игры «Определи вредителя по описанию».
Составление ребусов «Вредители».
Раздел 6. Экология на страже здоровья человека. (10ч.)
Влияние вредных веществ, накапливаемых овощами на здоровье человека. Проблемы выращивания экологически чистых овощей.
Нитраты, их польза и вред. Овощи – как возможный источник накопления нитратов в овощных блюдах. Охрана здоровья человека, первая помощь при отравлении нитратами.
Практическая работа:
составление таблицы по предельно допустимой концентрации нитратов в овощах;
составление кроссворда «Нитраты»;
конкурс рисунков «Экология родного края».
Раздел 7. Красная книга РСО-Алания. (4 ч.)
Красная книга РСО-Алания. Охраняемые территории и растения.
Практические работы:
составление докладов «Заповедники и заказники».
Раздел 8. Кладовая витаминов (6 ч.).
Значение овощей в жизни человека. Овощи – источники витаминов, минеральных солей и других питательных веществ. Влияние витаминов содержащихся в овощах на здоровье человека. Овощные культуры в рационе питания человека.
Практическая работа:
составление «Овощного рациона питания на неделю»;
расчет необходимого количества овощей в рационе по наличию в них витаминов;
подготовка сообщения по теме: «Витамины и здоровье»;
составление дидактической игры: «Витамины в термосе»;
составление кроссворда «Аптека на грядке»;
составление презентации «Кладовая природы».
Раздел 9. Сорные растения. (8 ч.)
Сорные растения – одна из главных причин, препятствующих достижению высоких урожаев. Происхождение. Сорняки – лекарственные растения. Особенности размножения, как одна из причин засорения почв. Способы борьбы с сорными растениями в связи с их особенностями развития. Современные экологические методы борьбы. Предупредительные и истребительные меры борьбы.
Практические работы:
составление гербария сорной растительности.
Подготовка сообщений «Сорняки – лекарственные растения».
Заполнение таблицы по борьбе с сорной растительностью.
Изготовление дидактической игры «Определи сорное растение».
Раздел 10. Плоды и семена овощных культур (6 ч.)
Выращивание овощей в грунте. Понятие плода и семени. Приемы распознавания семян овощей по внешнему виду. Многообразие семян и плодов овощных растений. Посевные качества семян – всхожесть, чистота, энергия прорастания, абсолютный вес, калибровка.
Практическая работа:
составление коллекции семян зерновых культур.
Изготовление коллекции семян овощных культур.
Экскурсия на «агрофирму» «Семена».
Изготовление дидактических карточек: «Угадай овощ по семени», «Определи семейство».
3 уровень (ступень) сложности
Раздел 11. Эти удивительные растения. (12ч.)
Растения – хищники. Растения синоптики. Растения доктора. Экзотические растения.
Практические работы: выполнение аппликации.
Конкурс рисунков «Эти удивительные растения».
Создание методических рекомендаций по выращиванию экзотических растений.
Создание дидактических карточек «Угадай по описанию».
Раздел 12. Витамины круглый год (10 ч.)
Выращивание овощей зимой в домашних условиях. Методы выращивания – посев, выгонка. Виды овощных культур для выращивания в домашних условиях (томаты, огурцы, петрушка, укроп). Уход за овощными растениями в домашних условиях.
Практическая работа:
Подготовка тары, почвы и семян овощных культур для посева. Посадка лука на зелень.
Конкурс «Посади правильно и быстро лук на выгонку».
Посев томатов, огурцов в комнатных условиях.
Посев зеленых культур в комнатных условиях.
Посев фасоли в комнатных условиях.
Составление кроссворда: «Огород на подоконнике».
Раздел 13. Необходимые природные факторы для жизни растений (16 ч.)
Свет, тепло, влага – важнейшие факторы прорастания, роста, плодоношения овощных культур. Классификация овощных культур по отношению к свету, теплу, влаге. Потребность в свете, тепле, влаге, в зависимости от биологических особенностей овощных культур. Требования к освещению, обогреву, поливу культур закрытого грунта (теплицы, парники, домашние условия) и культур открытого грунта.
Практическая работа:
Подготовка тары, почвы и семян овощных культур для посева.
Влияние освещённости, температуры на появление всходов, рост и развитие гороха.
Влияние полива на появление всходов, рост и развитие гороха.
Влияние освещённости и температуры на прорастание семян фасоли.
Механизм оценки полученных результатов и формы проведения контрольных мероприятий
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком (по окончании учебного года).
Промежуточная аттестация проводится в формах (выбирается в зависимости от особенностей группы, её сплоченности, активности, эрудированости) КВН, выставка творческих работ, викторина, игра-путешествие. Используется также накопительная система зачета результатов деятельности обучающегося. В качестве результатов аттестации зачитываются выполненные в ходе освоения программы творческие работы, результаты участия в конкурсах и областных массовых мероприятиях: «Зелёная планета», «Мир, в котором я живу», «Природа и мы»; акциях: «Покормите птиц зимой», «Белый цветок» и др.
План проведения КВН
I. Подготовительный этап
Обучающиеся делятся на 2 команды, выбираются капитаны команд, названия команд, девизы, эмблемы. Формулируются тема, домашнее задание.
II. Основной этап
1. Определение правил игры. Представление жюри.
2. Представление команд.
3. Разминка.
(Вопросы, определяющие уровень знаний)
3.1. Кроссворд «На грядке». Каждой команде надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в соответствующие клетки кроссворда. Продолжительность конкурса – 3 минуты. За правильно разгаданный кроссворд и быстроту команда получает 5 баллов
3.2. Блиц-игра.
3.2.1 Загадки». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
3.2.2 «Собери овощ». Есть много овощей. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает овощ, изображение которого нужно собрать. За правильно собранный овощ и быстроту команда получает 5 баллов.
Объявление членами жюри промежуточных результатов.
4. Домашнее задание.
(Задания, определяющие уровень сформированных умений)
Каждой команде выдается «чёрный конверт». Игрокам нужно отгадать изображение что лежит в конверте. Для этого даются три подсказки. Если команда отгадает изображение после первой подсказки, она получает 3 балла, если со второй – 2 балла, если с третьей –1 балл.
Объявление членами жюри промежуточных результатов.
III. Заключительный этап
(Задания, определяющие уровень сформированных навыков)
1. Приглашаются по одному игроку от каждой команды. Они получают карточки с лабиринтом. Нужно как можно быстрее его пройти. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.
2. Каждой команде составить перечень основных правил поведения в природе.
IV. Определение победителей по сумме баллов
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Юный овощевод»
№ п/п Уровень освоения Показатели
высокий Обучающийся знает:
основные сельскохозяйственные культуры; агротехнику овощных культур; что такое почва; полезных и вредных жителей огорода; основные болезни овощных культур; представителей живой природы, занесённых в Красную книгу; сорные растения; правила поведения в природе; правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Обучающийся умеет:
распознавать семена овощных культур; правильно посадить рассаду; проводить наблюдения за овощными растениями; проводить наблюдения за природными явлениями; работать со справочной литературой; собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом; определять основные направления содержания деятельности, формы и методы работы опытнической и исследовательской деятельности.
Обучающийся владеет: навыками работы с гербарным материалом, со справочной литературой в полном объеме.
. выше среднего Обучающийся знает:
основные сельскохозяйственные культуры; агротехнику овощных культур; что такое почва; полезных и вредных жителей огорода; основные болезни овощных культур; представителей живой природы, занесённых в Красную книгу; сорные растения; при этом затрудняется в определении растений Курской области, изученных в пределах программы.
Обучающийся умеет:
распознавать семена овощных культур; правильно посадить рассаду; проводить наблюдения за овощными растениями; проводить наблюдения за природными явлениями; собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом; определять основные направления содержания деятельности, формы и методы работы опытнической и исследовательской деятельности, вести исследовательскую и проектную деятельность; определять растения по внешнему виду, но допускает ошибки; используя полученные знания, ухаживать за культурными растениями и выполнять правила поведения в природе; работать в коллективе, но не проявляет инициативу.
Обучающийся владеет: навыками работы с гербарным материалом, со справочной литературой, но не в полном объеме.
3. средний Обучающийся знает:
основные сельскохозяйственные культуры; агротехнику овощных культур; что такое почва; полезных и вредных жителей огорода; основные болезни овощных культур; представителей живой природы, занесённых в Красную книгу; сорные растения; допускает ошибки, формулируя экологические проблемы; допускает неточности в определениях; не ориентируется в вопросах определении растений Курской области.
Обучающийся умеет:
распознает семена овощных культур; может правильно посадить рассаду; проводить наблюдения за овощными растениями, с помощью педагога; проводить наблюдения за природными явлениями, с помощью педагога; собирать и засушивать растения, работать со справочной литературой с помощью педагога; собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом с помощью педагога; не определяет основные направления содержания деятельности, формы и методы работы опытнической и исследовательской деятельности, не может самостоятельно вести исследовательскую и проектную деятельность; не может четко выразить своё мнение при обсуждении экологических вопросов; испытывает трудности при работе в коллективе.
Обучающийся владеет: навыками работы с гербарным материалом, со справочной литературой, не в полном объеме.
4. низкий Обучающийся:
знает основные сельскохозяйственные культуры; агротехнику овощных культур; что такое почва; полезных и вредных жителей огорода; с трудом определяет основные болезни овощных культур; представителей живой природы, занесённых в Красную книгу; сорные растения; допускает ошибки в названии уникальных природных объектов; не может самостоятельно определить растения и животных Курской области, изученных в пределах программы; испытывает серьезные затруднения при формулировании экологических проблем края.
Обучающийся:
умеет распознавать семена овощных культур; не умеет правильно посадить рассаду; не проводит наблюдения за овощными растениями; не проводит наблюдения за природными явлениями; не умеет работать со справочной литературой; не умеет правильно собирать и засушивать растения, не умеет работать с гербарным материалом; определять основные направления содержания деятельности, формы и методы опытнической и исследовательской деятельности может только при непосредственной помощи и при постоянном контроле педагога; не может выразить своё мнение при обсуждении экологических вопросов; испытывает трудности при уходе за культурными растениями ; не выполняет правила поведения в природе; испытывает трудности при работе в коллективе.
Компетентностная модель обучающегося, освоившего программу
Код Определение компетенций
ЦСК Ценностно-смысловые
ЦСК - 1 способен принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия
ЦСК - 2 способен осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок
УПК Учебно-познавательные
УПК - 2 способен организовывать планирование, практическую деятельность (работа с бумагой, пластилином, соленым тестом, природным материалом, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности
УПК - 3 способен задавать вопросы по наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
УПК - 5 способен выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями
УПК - 8 имеет опыт восприятия картины мира
СК Социокультурные
СК - 1 владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: обучающегося, гражданина, члена семьи
СК - 2 умеет действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы
СК - 4 владеет эффективными способами организации свободного времени
КК Коммуникативные
КК - 1 умеет представить себя устно и письменно
КК - 3 владеет способами взаимодействия с окружающими людьми(
КК - 4 выступает с устным сообщением, умеет задать вопрос, корректно вести учебный диалог
КК - 5 владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)
КК - 6 владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы
ИК Информационные
ИК - 1 владеет навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет
ИК - 2 самостоятельно ищет, извлекает, систематизирует, анализирует и отбирает необходимую для решения образовательных задач информацию, преобразовывает, сохраняет и передает ее
ИК - 3 ориентируется в информационных потоках, умеет выделять в них главное и необходимое
ИК - 4 владеет навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, мобильного телефона, принтера
П и ЗК Природоведческие и здоровьесберегающие
П и ЗК - 1 имеет опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.)
П и ЗК - 2 знает и применяет правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми
П и ЗК - 3 позитивно относится к своему здоровью; владеет способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля
П и ЗК - 4 знает и применяет правила личной гигиены, умеет заботиться о собственном здоровье, личной безопасности
Методическое обеспечение
В основу реализации программы положен метод практической деятельности, направленной на до профессиональное образование обучающихся, организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы: как опыт, исследования, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии.
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики, психического состояния и настроения обучающихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к растениеводству, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т. д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими обучающимися на основе исследовательской.
Результатом творческой работы объединения «Юный овощевод» становятся выставки поделок из овощей, организация и проведение опытов и исследований, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению научно-практической конференции, важно соблюдать несколько основных правил:
• не навязывать готового решения;
• не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
• подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению.
• предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Росточек» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам сельскохозяйственного труда и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Формы и методы работы
Методы:
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное, показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);
игровые: (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры, труд (индивидуальные поручения, коллективный труд,
метод поисково– исследовательской работы: (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов,
метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т. д.,
практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;
контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков
коммуникативно– развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;
интерактивные методы, т. е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).
Формы:
- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
- групповые (беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).
Условия реализации программы.
Использование научно-методической литературы: учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; видеозаписи; компьютер, фотографии о природе Курской области, наглядные творческие изделия.
Через практическую деятельность на учебно-опытном участке.
Для осуществления учебного процесса имеется учебный кабинет, теплица, парники, учебно-опытный участок, соответствующий требованиям санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся. Кабинет оборудован для проведения практических занятий.