Лариса Малафеева
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист»
▼ Скачать + Заказать документы
ДООП "Юный шахматист" для детей 5 - 7 лет
1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы :
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный шахматист» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивной направленность.
Программа – модифицированная, составлена с учетом программы И. Г. Сухина «Шахматы полный курс для детей». Уровень освоения стартовый.
Направление программы – спортивные игры.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Юный шахматист“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность: Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Кроме этого, начальное обучение игре в шахматы максимально просто и доступно дошкольникам.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Ребенок узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использовать шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка - дошкольника. Ранее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.
Отличительные особенности Программы. Предложенная программа составлена на основе дошкольного шахматного учебника автора И. Г. Сухина «Шахматы полный курс для детей», который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение" : фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат : знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Адресат программы : Программа составлена на возраст детей 5-7 лет. Особенностями данного возраста являются: проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность. Ведущим продолжает оставаться наглядно – образное мышление.
Требований к состоянию здоровья нет.
План Программы составлен с учетом психо–физиологических особенностей детей 5 – 7 лет.
Состав постоянен. Комплектация состава зависит от предпочтений и пожеланий детей.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года, значимые для реализации программы.
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений).
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания. Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Объем программы : Форма обучения очная. Продолжительность занятия составляет 1 академический час (для первого года обучения для детей 5 – 6 лет – 25 минут; для второго года обучения для детей 6- 7 лет – 30 минут).
Объем программы и режим работы можно представить в виде таблицы.
Период Продолжительность занятия Кол – во занятий в неделю Кол – во часов в неделю Кол – во недель Кол – во часов в год
1 год обучения 1 час 1 1ч 36 36
2 год обучения 1 час 1 1ч 36 36
Итого по прогр. 72
Формы организации образовательного процесса : Применяются групповые, парные формы проведения занятий.
В занятия программы включены разные виды игр: дидактические, игры – соревнования, ситуативные, подвижные.
Срок освоения Программы : Срок реализации программы составляет 2 учебных года.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, в понедельник, во вторую половину дня.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы.
Задачи Программы :
- Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
- Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
- Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
- Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
- Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
- Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
- Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).
1.3 Учебно–тематический план
Первый год обучения
№ Основные разделы программы Кол – во
часов
1 Диагностика 5
2 Теоретическая часть 7
3 Практическая часть 7
4 Теоретико – практическая часть 17
Всего часов 36
№ № раздела программы Наименование тем Кол – во часов Форма организации занятия Форма контроля
1 1 мониторинг 1 индивидуальная анализ
2 1 мониторинг 1 индивидуальная анализ
3 2 Общее понятие о шахматах 1 групповая
-
4 2 Шахматная доска 1 групповая -
5 4 Шахматная доска «Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» 1 групповая
6 4 Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной страны» 1 групповая
7 3 Шахматная доска 1 групповая наблюдение
8 2 Шахматные фигуры 1 групповая
9 4 Шахматные фигуры 1 групповая
10 2 Ладья 1 групповая
11 4 Ладья 1 групповая
12 4 Слон 1 групповая
13 4 Слон против слона 1 групповая
14 4 Ладья против слона 1 групповая
15 3 Ладья против слона 1 групповая наблюдение
16 4 Белый ферзь 1 групповая
17 4 Черный ферзь 1 групповая
18 4 Ферзь против ладьи и слона 1 групповая
19 3 Ферзь против ладьи и слона 1 групповая наблюдение
20 4 Конь 1 групповая
21 3 Конь 1 групповая наблюдение
22 4 Конь против ферзя,
ладьи, слона 1 групповая
23 4 Конь против ферзя,
ладьи, слона 1 групповая
24 2 Пешка 1 групповая
25 4 Пешка 1 групповая
26 4 Пешка против ферзя,
ладьи, слона, коня 1 групповая
27 3 Пешка против ферзя,
ладьи, слона, коня 1 групповая наблюдение
28 2 Король 1 групповая
29 4 Король 1 групповая
30 4 Бей, король 1 групповая
31 3 Бей, король 1 групповая наблюдение
32 4 Начальное положение 1 групповая наблюдение
33 3 Шахматная викторина 1 групповая
34 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
35 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
36 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
Второй год обучения
№ Основные разделы программы Кол – во
часов
1 Диагностика 5
2 Теоретическая часть 2
3 Практическая часть 10
4 Теоретико – практическая часть 19
Всего часов 36
№ № раздела программы Наименование тем Кол – во часов Форма организации занятия Форма контроля
1 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
2 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
3 3 В стране шахматных чудес 1 групповая
4 4 Превращение пешки в другие фигуры 1 групповая
5 4 Бьем наискосок 1 групповая
6 4 Игра продолжается 1 групповая
7 4 Ферзь, король, ладья и слон против пешки 1 групповая
8 3 Ферзь, король, ладья и слон против пешки 1 групповая
9 4 Конь против коня 1 групповая
10 4 Ферзь, ладья и слон против коня 1 групповая
11 3 Ферзь, ладья и слон против коня
1 групповая наблюдение
12 4 Король и пешка против коня 1 групповая
13 4 Шах 1 групповая
14 4 Ставим шах 1 групповая
15 4 Не иди король под шах 1 групповая
16 4 Защита от шаха 1 групповая
17 4 «Рокировка» 1 групповая
18 4 Мат 1 групповая
19 4 Ничья 1 групповая
20 4 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход 1 групповая
21 4 Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля 1 групповая
22 4 Связка 1 групповая
23 4 Избавление от связки 1 групповая
24 4 Вилка 1 групповая
25 4 Открытое нападение 1 групповая
26 3 Короткие партии 1 Занятие в парах наблюдение
27 3 Короткие партии 1 Занятие в парах наблюдение
28 3 Практические задания 1 Занятие в парах наблюдение
29 3 Практические задания 1 Занятие в парах наблюдение
30 3 Практические задания 1 Занятие в парах наблюдение
31 4 Практические задания 1 Занятие в парах наблюдение
32 2 Великие гроссмейстеры 1 групповая
33 3 Шахматный турнир 1 Работа в парах наблюдение
34 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
35 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
36 1 Мониторинг 1 индивидуальная анализ
1. 5 Планируемые результаты:
- У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
- Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
- Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
- У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
- Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.
- Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение. Занятия с дошкольниками по Программе организуются в кабинете учителя – логопеда. Кабинет оснащен мебелью (столы. Стулья) в соответствии с нормами СанПин.
Для реализации программы имеются следующие пособия, оборудование, дидактический материал:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации);
- настольные шахматы разных видов;
- магнитная доска и набор магнитных шахмат.
Кадровое обеспечение. В реализации Программы занят педагог :
Малафеева Л. Н. – воспитатель первой кв. категории
2.2 Формы аттестации\контроля, предоставления результатов
Проверка результатов освоения Программы будет проходить по итогам учебного года в форме диагностических заданий.
Результат освоения Программы будут предоставляться в форме отчетных занятий.
2. 3 Оценочные материалы:
По Программе «Юный шахматист» концу первого года обучения ребенок будет знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети будут уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребё нок будет знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины : рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу второго года обучения ребё нок будет уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Показатели результативности реализации программы «Юный шахматист»
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание не правильно.
(Пакет диагностических заданий прилагается)
2. 4 Методическое обеспечение:
При организации обучения по Программе будут использоваться следующие методы и приемы: на начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т. д.).
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
2.5 Рабочие программы
Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности на конкретный учебный год. Является обязательным приложением к ДООП, составляется на каждый год обучения и имеет следующую структуру:
1. Списочный состав детей
2. Перспективное комплексно – тематическое планирование, включающее
- тему занятия, сроки проведения
- развернутое содержание работы
- примерный план работы по организации взаимодействия с родителями
2.6 Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и учебных дней, даты окончания и начала учебных периодов. Является обязательным приложением к ДООП, составляется на 1 учебный год.
3. Список литературы:
1. Быкова Е. П., Шахматы для малышей \ Е. П. Быкова, Т. И. Донскова, - Ростов н\ Д: Феникс, 2015. – 140,[1] с. : ил. – (Мир вашего ребенка).
2. Москалев В. А., Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры \ В. А. Москалев. - Изд. 2-е, испр. – Ростов н\ Д: Феникс, 2012. – 22с. : ил. – (Шахматы).
3. Петрушина Н. М., Шахматный учебник для детей \ Н. М. Петрушина. – Изд. 8-е, - Ростов н\ Д: Феникс, 2007. – 221, [1с]. : ил. –(Шахматы)
4. Романова И. А., Шахматы с наклейками для детей (384 наклейки). – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 112с. : ил, 2л. наклейки.
5. Сухин И. Г., Шахматы для самых маленьких – Шахматы для детей : книга сказок для совместного чтения родителей и детей\ И. Г. Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 279, [8] с.
6. Сухин И. Г., Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей \ И. Г. Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160с. : ил. – (Шахматная школа).
7. Фоминых М., Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках 3+. – СПб. : Питер, 2017. – 64 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели результативности реализации программы «Юный шахматист»
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание не правильно.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2.
Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 4.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.
Задание № 1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2.
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах».
Задание № 4.
Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат».
Задание № 5.
Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).
Задание № 7.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.