Наталья Иваченко
Программа по дополнительному образованию «Юный эколог» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность)
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Юный эколог“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека, о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Цель:
Расширять знания детей о разных видах экосистемы.
Задачи:
- продолжать знакомить с понятием экосистема, условия – факторы живой природы, условия неживой природы, типы экологических взаимоотношений. Сформировать представление об экосистеме как сложном сообществе.
- создать условия для развития внимания, памяти, мышления. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать умение самостоятельно высказывать своё мнение, суждение, приводить примеры.
- воспитывать умение работать в группе, прививать интерес и любознательность к познанию природы.
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год (2018 – 2019 учебный год)
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут в зависимости от возраста воспитанников во второй половине дня с17: 00 до 17:20 часов.
Год обучения Количество занятий
в неделю Количество занятий
в месяц Количество занятий в год Количество воспитанников
2018-2019
1
4
36
Принципы построения программы :
-научности - предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, формирования основ его мировоззрения;
-системности - материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения;
- наглядности - для закрепления и уточнения знаний детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал;
- последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки,
с нарастающим объемом информации.
Расписание и формы занятий:
День недели
Время
Понедельник/вторник
17.00-17.20
- подгрупповые занятия
- коллективные занятия
Целевые ориентиры:
Называет виды экосистемы, кто живет в условиях конкретной среды;
Знает и называет растения и животных, знает, какую пользу они приносят человеку;
Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Сформировано понимание того, что человек – часть природы, что он должен ее беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь на человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Учебно-тематический план:
№ Название занятия Количество занятий
1 «Пустыня» 1
2 «Что растет в пустыне» 1
3 «Обитатели пустыни» 1
4 Аппликация «Корабль пустыни» 1
5 НОД «Болото» 1
6 «Есть ли жизнь в болоте» 1
7 Чтение «Сказка про болото» 1
8 Рисование «Болото» 1
9 «Степь» 1
10 «Животный мир степи» 1
11 «Растения степи» 1
12 Коллективная аппликация «Степь» 1
13 «Путешествие по морским глубинам» 1
14 «Морские обитатели» 1
15 «Соленая и пресная вода» 1
16 «Тайга» 1
17 «Кто живет в тайге» 1
18 «Что растет в тайге» 1
19 Рисование «Хозяин тайги» 1
20 «Чей дом саввана» 1
21 «Что растет в савване?» 1
22 «Птицы савваны» 1
23 Рисование 1
24 «Обитатели природного парка» 1
25 «Растительный мир парка» 1
26 Природный парк «Вулканы» 1
27 «Тундра» 1
28 «Кто живет в тундре?» 1
29 «Гуляем по тундре» 1
30 Рисование «Природа тундры» 1
31 «Что такое экосистема?» 1
32 «Путешествие по экоситемам» 1
Сентябрь
Тема занятия Задачи Предвар. работа Форма работы и оснащение Кол-во занятий
«Пустыня» Продолжать знакомить детей с экосистемой «пустыня», рассказать почему она так называется, развивать познавательный интерес к природе. Рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы Беседа 1 неделя
1 занятие
«Что растет в пустыне» Расширять знания о растительном мире пустыни Рассматривание иллюстраций Просмотр видеофильма 2 неделя
1 занятие
«Обитатели пустыни» Расширять знания о животном мире пустыни Чтение худ. литературы, рассматривание Просмотр презентации 3 неделя
1 занятие
«Корабль пустыни» учить детей отражать в аппликации представления о пустыне, её растительном и животном мире. Рассматривание иллюстраций Аппликация 4 неделя
1 занятие
Октябрь
Тема занятия Задачи Предварит. работа Форма работы и оснащение Кол – во занятий
«Болото» Продолжать знакомить детей с болотом как важной и ценной экосистемой. Уточнить понятие «болото», Рассматривание иллюстраций, НОД Октябрь
1 неделя
1 занятие
«Есть ли жизнь в болоте?» Расширять знания о животных болот,
развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Рассматривание иллюстраций Беседа 2 неделя
1 занятие
«Сказка про болото» Подвести детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.
Рассматривание иллюстраций;
Загадывание загадок.
Чтение 3 неделя
1 занятие
Рисование «Болото» Учить рисовать фигурку лягушки, передавая ее характерные особенности.
Рассматривание
Игрушки, иллюстраций Рисование восковыми мелками 4 неделя
1 занятие
Ноябрь
Тема занятия Задачи Предварительная работа Форма работы Кол-во занятий
«Степь» Познакомить детей с экосистемой степь, расширять познавательный интерес Просмотр иллюстраций, энциклопедий Просмотр презентации 1 неделя
1 занятие
«Животный мир степи» Дать знания детям об обитателях степи.
Расширять кругозор, словарный запас. Рассматривание иллюстраций, Беседа, просмотр видеофильма 2 неделя
1 занятие
«Растения степи» Продолжать знакомить с степью, дать знания о растительном мире степи
Рассматривание иллюстраций
Просмотр презеентации
3 неделя 1 занятие
«Степь широкая»
Учить изготавливать аппликацию всем коллективом,
Коллективная аппликация
4 неделя
1 занятие
Декабрь
Тема занятия Задачи Предварительная работа Форма работы и оснащение занятия Кол – во занятий
«Путешествие по морским глубинам» Продолжать знакомить детей с морскими обитателями, живущими на морском дне. Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять Чтение худож. литературы, рассматривание иллюстраций, Беседа
Презентация 1 неделя
2 занятия
«Морские обитатели» Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению Рассматривание энциклопедий Просмотр видеофильма 2 неделя
1 занятие
Соленая и пресная вода» Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).
Опыт с соленой и пресной водой 3 неделя
1 занятие
Январь
Тема занятия Задачи Предварительная работа Формы работы и оснащение занятия Кол – во занятий
«Тайга» Дать детям знания об экосистеме "Тайга". Формировать представления о значении тайги в жизни человека Рассматривание иллюстраций. Фотографий. Чтение художественных произведений, Просмотр презентации 1 неделя
1занятие
«Кто живет в тайге» Познакомить детей с животным миром тайги. Расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.
Рассматривание, чтение Просмотр видеофильма 2 неделя
1 занятие
«Что растет в тайге» Познакомить детей с растительным миром тайги, расширять кругозор Рассматривание картинок, чтение энциклопедий, 3 неделя
1занятие
«Хозяин тайги» Учить детей изображать медведя, передавая его характерные особенности Рассматривание иллюстраций Рисование 4 неделя
1 занятие
Февраль
Тема занятия Задачи Предварительная работа Форма работы и оснащение занятия Кол – во занятий
«Чей дом саввана?» Дать детям знания об экосистеме "Саввана". Рассматривание иллюстраций, энциклопедий Просмотр презентации 1 неделя
1 занятие
«Растительный мир савваны» Познакомить детей с природой савван дать начальные сведения Рассматривание Беседа
Просмотр видеофильма 2 неделя
2занятие
«Птицы савваны» Расширять кругозор, словарный запас Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Просмотр презентации 3 неделя
1 занятия
«Лошадка савван»
Учить рисовать зебру
Рассматривание
Рисование
4 неделя
1 занятие
Март
Тема занятия Задачи Предварительная работа Формы работы и оснащения занятия Кол-во занятий
«Обитатели природного парка» Продолжать знакомить детей с птицами и животными обитающими в парке, воспитывать желание заботится о них. Рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы Беседа «Обитатели парка» 1 неделя
1 занятие
«Растительный мир парка» Сформировать у детей знания о лекарственных растениях, в чем их польза.
Рассматривание
иллюстраций. Беседа «Растения-ле Д/игра «Что где растет?»кари» 2 неделя
1 занятие
Природный парк «Вулканы» Познакомить детей с вулканами, расширять кругозор, словарный запас Рассматривание Просмотр видеофильма 3-4 неделя
2 занятие
Апрель
Тема занятия Задачи Предварительная работа Формы работы и оснащения занятия Кол-во занятий
«Тундра» Продолжать знакомить детей с экосистемой тундра, с ее природными особенностями. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий Просмотр презентации 1 неделя
1 занятие
«Кто живет в тундре» Закрепить знания детей о животном мире тундры, расширять кругозор, обогатить словарный запас. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Беседа «Кто живет в тундре»
Д/И «2 неделя
1 занятие
«Гуляем по тундре» Сформировать у детей знания о животном и растительном мире тундры Рассматривание
иллюстраций. Просмотр видеофильма о тундре 3 неделя
1 занятие
«Природа тундры» Учить изображать природу, видеть в рисунке ее красоту, развивать творчество.
Просмотр презентации
Рисование
4 неделя
1 занятие
Май
Тема занятия Задачи Предварительная работа Формы работы и оснащения занятия Кол-во занятий
«Что такое экосистема?» Закрепить знания детей, об экосистеме, какие бывают экосистемы загадывание загадок, чтение художественной литературы, Беседа, НОД 1-2неделя
2 занятие
«Путешествие по экосистемам» Рассматривание иллюстраций Просмотр презентаций 3 неделя
1 занятие
«Знатоки природы» Открытое мероприятие 4 неделя
1 занятие
P.S. В плане возможны изменения.
Список литературы:
• Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
• Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
• Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
• «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
• «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
• Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника.