Светлана Земскова
Программа по краеведению для учащихся начальной школы «Юный патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся
разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто
утратил её или вернулся на родину после долгого
отсутствия. (Ф. Гансберг)
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Публикация «Программа по краеведению для учащихся начальной школы „Юный патриот“» размещена в разделах
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному тру-ду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Согласно ФГОС начального общего образования, к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Н. К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом».
Цель программы "Юный патриот"– формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
Основные задачи программы "Юный патриот" :
• формировать у обучающихся гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
• повысить уровень духовной культуры младших школьников;
• воспитывать у обучающихся общечеловеческие и национально-культурные ценности;
• способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и буду-щему;
• формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре города Шарьи, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объек-тах.
Основные принципы, идеи и мотивы программы :
1. принцип природосообразности:
- обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенно-стей;
- максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
2. принцип культуросообразности, т. е. воспитание с учетом куль-турных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.
3. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка в школе, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.
4. идеи демократизации и сотрудничествва, которые предпола-гают включение как можно большего числа людей в организацию школьной жизни. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.
5. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные спо-собности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.
6. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализа-ция способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, яв-ляющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.
7. идея интеграции предполагает целевое, деятельное, эмоциональное единство школы, семьи, социумов.
В организации:
• реализация важнейшей особенности краеведения : возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т. п. ;
• придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
• вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и туристические походы.
Мотивация организации обучения и воспитания строится на следующих основных мотивах:
• саморазвитие – рост общеучебного мастерства и общекультурного развития, уверенности в достижении требуемого результата;
• самореализация – выполнение заданий, позволяющих проявлять свои возможности, возможность реализовывать свои идеи, возможность лидерства: вести за собой других;
• самооценка – ощущение успеха, признание и одобрение за выполненную работу, возможность действовать самостоятельно на дове-рии;
• включеннось в коллектив – возможность полноценного общения, участие в выработке решений, формирование хороших доброжелательных отношений в коллективе;
• защищенность – спокойная обстановка без стрессов и психологиче-ских напряжений, уверенность в объективной оценке выполненной работы, знание критериев по которым оценивают результаты работы.
Программа может быть реализована:
• используя часы, предназначенные для уроков внеклассного чтения;
• используя предметные часы литературы, мира вокруг нас, истоков;
• во внеучебной деятельности;
• за счет факультативных курсов.
Содержание программы вариативно, может быть реализовано как в учебной, так и во внеклассной деятельности с детьми. По плану необходи-мо проведение 2-3 занятий в месяц. Темы занятий могут быть интегриро-ваны в учебные предметы, рекомендуется широкое использование проектного метода.
Перед проведением экскурсий и походов необходимо проводить ин-структаж по технике безопасности и правилам поведения детей в природе.
Содержание программы (направления).
Программа представлена в 2 направлениях:
1. Социально-ценностное. Включает в себя проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
2. Краеведческое. Основано на познании родного города, воспитания у детей чувства любви и уважения к нему.
Социально-ценностное направление.
Тематическое планирование.
Перечень мероприятий:
1. Концерт к Дню учителя «Учиться никогда не поздно».
2. Праздник к Дню матери «Мама – солнышко моё».
3. Концертная программа к Дню пожилого человека «Спасибо Вам…».
4. Праздник, посвящённый всемирному Дню Земли «Земля наш общий дом».
5. Акция «Летопись добрых дел».
6. Спортивный праздник к Дню защитника отечества «Папа, мама, я – спортивная семья!».
7. Празднование Дня победы «День победы: поклонимся и мёртвым и живым».
8. Проведение сетевой игры «Край родной, горжусь историей твоей!»
Тематическое планирование.
Географическое краеведение.
Главная задача географического образования – изучение особенностей природы, населения и хозяйства Костромской области, их взаимосвязей, что несет большую мировоззренческую нагрузку, особенно в условиях гуманизации взаимоотношений человека и природы.
Географическое краеведение предполагает изучение особенностей природы Костромской области, формирование детального представления о своей «малой Родине» и людях, ее прославивших, развитие умения работать с картами крупных масштабов, знакомство с жизнью, дея-тельностью и судьбой малоизвестных, незаслуженно забытых исследо-вателей, ученых.
Литературное краеведение.
Литературное краеведение - важное звено в комплексе наук о родном крае, так как Костромская земля как предмет изучения представляет собой сокровищницу памятников русской культуры, что ведет к необходимости освоения школьниками краеведческих знаний, бережного отношения к богатейшей и многовековой костромской литературе и культуре, помогаю-щим формированию у учащихся нравственных и патриотических качеств личности.
Изучение литературного краеведения связано с освоением жанрового своеобразия костромских литературных памятников. Уроки-экскурсии со-здают эмоциональный настрой, уроки-встречи с писателями развивают интерес к современной литературе.
Литературно-художественное краеведение предполагает :
- библиографическое изучение жизни деятелей литературы и искусст-ва, связанных с Костромским краем;
- знакомство с литературными и художественными произведениями, созданными на нашей земле;
- знакомство с архитектурными памятниками Костромского края;
- посещение музейно-выставочных комплексов;
- формирование умений составлять краткие сообщения и доклады о знаменитых людях.
Историческое краеведение.
Историческое краеведение призвано способствовать пониманию исто-рии как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику, воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому, стремления сохранить памятники истории и культуры, желание быть нужным и востребованным на своей «малой Родине», стремление к самостоятельному краеведческому поиску, к выработке на основе знаний собственной жизненной позиции.
Экологическое краеведение.
Экологическое краеведение ставит своей целью становление экологической культуры личности школьника, развитие навыков опытно-экспериментальной работы:
- формирования знаний об экосистеме организации природы Земли на примере родного края;
- формирования системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- формирования потребностей / мотивов, побуждений/ поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
- формирования способности к целевому, причинному и вероятност-ному анализу экологических ситуаций;
- формирования убеждения в возможности решения экологических проблем и личного участия в практических делах по защите окружающей среды.
1 класс
Тема: «Край мой – гордость моя».
Задачи:
• накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае;
• знакомство с природными особенностями своей «малой Родины»;
• развитие наблюдательности и литературной речи.
Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое крае-ведение Экологическое краеведение
Поход. Сбор природного ма-териала. Тест «Что бы ты хотел узнать о своем родном городе?». Классный час «Моя Родина – город Ша-рья». Знакомство с символикой. Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды осенью.
Экскурсия по
г. Шарья «Встреча с ин-тересными людьми».
Поэт О. М. Хо-мяков (знаком-ство с биогра-фией и творче-ством) Беседа «Достоприме-чательности города Шарья» Классный час Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды зимой.
«Моя улица» составление карты улицы
Классный час «Главные улицы го-рода». Изучение названий и истории возникновения глав-ных улиц города (проект). Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды весной.
Составление карты-схемы микрорайона Безопасный путь в школу.
Классный час Мини-исследование «Шарьинские фамилии» (что означает твоя фамилия, рас-пространённые фамилии). «Незабываемые мои родители» составле-ние карты родослов-ной. Классный час Составление альбома «При-рода: времена года».
Урок – практи-кум. Ориентиро-вание по микро-району
Классный час Беседа «Родитель-ский дом – начало начал».
Классный час Экологическая беседа «Как со-хранить красоту при-роды нашего города».
Итоговое заня-тие «Мы любим свой родной город» (устное сочи-нение-рассуждение) Проект «Война в судьбах людей» (участие близких родственников детей в ВОВ как на фронте, так и в ты-лу)
Общешкольные мероприятия :
• Конкурс фотографий на тему «Моя Родина – город Шарья»
• Выставка поделок из природного материала.
2 класс
Тема: «Из истории родного края».
Задачи:
• приобщение к истории края через занимательные факты, видеоряд, индивидуальное творчество, экскурсии, встречи с интересными людьми;
• развитие интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
• развитие организационных умений учащихся;
• формирование умений вести индивидуальную и групповую исследо-вательскую работу;
• формирование выносливости, упорства в достижении цели.
Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение
Детский празд-ник «Овощная поляна» (изуче-ние местных ого-родных тради-ций).
Экскурсия в светлицу с. Зебляки. Классный час «Историей бога-тый край». Исто-рия воз-никновения горо-да Шарьи, первые упо-минания о го-роде и его насе-лении. Мини – исследо-вание «Охраняе-мые растения нашего города».
Знакомство с картой города.
Классный час Беседа «Далеко незабытое про-шлое» (по итогам экскурсии в светлицу)
Классный час «У очага наших далёких пред-ков». Первые жи-тели, их занятия, образ жизни. Экскурсия в му-зей. Мини – исследо-вание «Охраняе-мые животные нашего города».
Составление схе-мы-карты города с расположением на ней важных городских объек-тов.
Классный час «С любовью и верой». Экскурсия. Посе-щение храма «Будни и празд-ники шарьинцев». Об-ряды, обычаи, праздники.
Экскурсия в му-зей. Беседа «Город просит помощи» (эстетические и экологические проблемы горо-да).
Беседа «Древние поселения на тер-ритории нашего города».
Классный час Экскурсия в школьный музей «Народ славит героев». Герои – шарьинцы ВОВ.
Экскурсия в му-зей. Беседа «Как я могу сделать родной город лучше?».
Составление маршрута по облагора-живанию города.
Краеведческий марафон (экскур-сия в краеведче-ский музей). Итоговое заня-тие Устное сочи-нение «Прошлое, настоящее и бу-дущее моего го-рода». Легенды и преда-ния: «Бежав от расправы па-рень», «Дарова-товские семена», «Царская по-дать». Экскурсия в му-зей.
Общешкольные мероприятия :
• Творческая мастерская «Русская ярмарка».
• Конкурс рисунков на тему «Дети против войны».
3 класс
Тема: «Славные земляки».
Задачи:
• изучение родного края через знакомство с известными личностями, про-славившими Шарьинскую землю;
• развитие интереса к жизни конкретных людей;
• воспитание уважения к предкам-землякам и людям, связанным с Шарьёй делом жизни;
• формирование навыков походной жизни;
• отслеживание изменения интересов и характеров учащихся, их уровня экологической воспитанности.
Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение
Экскурсия в лес. Работа с дневни-ком наблюдений.
Знакомство с творчеством и биографией по-эта Н. Голь-янова.
Библиотечный час. Беседа «Почёт-ные граждане го-рода Шарьи».
Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия на предприятие (минеральная во-да)
Экскурсия на поле. Работа с дневником наблюдений.
Знакомство с творчеством и биографией по-эта
В. Овчинникова.
Библиотечный час. «Встреча с инте-ресными людь-ми».
В. М. Фёдоров (знакомство с биографией и творчеством) «Встреча с инте-ресными людь-ми».
Беседа «Как со-хранить своё здоровье», встреча с заслуженным врачом
Экскурсия на водоём. Работа с дневником наблюдений.
Знакомство с творчеством и биографией по-эта
В. Смирнова.
Библиотечный час. «Эпоха по имени В. В. Долгих»
Биография и дело жизни В. В. Долгих. Экс-курсия в крае-ведческий му-зей. Беседа – диспут «Я состою из то-го, что я ем» (профилактика правильного пи-тания).
Краеведческий марафон (экскур-сия в краеведче-ский музей) Знакомство с творчеством и биографией по-этессы Т. В. Дмитриевой. Библиотечный час. «Кисть и корона».
Биография и дело жизни А. М. Кучу-мова. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия на предприятие (хлебопекарня).
Экскурсия на предприятие (ти-пография). «Встреча с инте-ресными людьми».
Поэт А. А. Бурлаков (знакомство с био-графией и творчеством) Библиотечный час. «Улица его име-ни»
Биография и де-ло жизни В. М. Крылова.
Классный час. Организация экологического субботника на территории мик-рорайона, по-садка зеленых насаждений.
«Патриот земли русской». О по-двиге И. Сусани-на.
Классный час. «Исполнить долг перед погибши-ми…». Биография и дело жизни Н. В. Гольянова Тест «Измени себя сам» (от-слеживание ро-ста экологиче-ской воспитан-ности учащих-ся).
(см. приложе-ние)
Общешкольные мероприятия :
• Конкурс стихов о родном городе «О тебе, моя Шарья!».
• Конкурс презентаций «Славные земляки».
4 класс
Тема: «Путешествие по карте Костромской области»
Задачи:
• приобщение к истории области, развитие интереса к её прошлому, настоящему и будущему;
• к жизни людей прославивших и прославляющих Костромскую зем-лю;
• становление экологической культуры школьника;
• развитие навыков исследовательской работы ;
• пропаганда здорового образа жизни;
• развивать умения оценивать экологическую обстановку, проводить опытно-экспериментальные работы;
• формировать умения защищать свои проекты;
• тестирование учащихся для определения сформированности лично-сти.
Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение
Знакомство с символикой Ко-стромской обла-сти. Исследова-ние карты обла-сти и соседних областей.
Классный час. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Абатуров К. ,Базанков М., Балашов Е, Бе-ляевА.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Ипа-тьевский мона-стырь (беседа, ви-деоряд). Проведение экологической экспертизы во-ды (водопро-водной, талой, из водоёма).
Классный час.
Проект «Развитие промышленности Костромской области». Крупные предприятия. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Батурин П., Бочков В., Травкин В., Гусев С.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Щелыково (беседа, видеоряд). Проведение экологической экспертизы
«исследование плодородного слоя почв». Классный час.
Обзорная экскурсия по городу Костроме. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Зайцева Е., Залипаев В., Шишков В.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: му-зей деревянного зодчества (беседа, видеоряд, иллю-страции). Проведение экологической экспертизы
воздуха ( на пыль и загазо-ванность: ме-тодика клейкой ленты). Класс-ный час.
Составление аль-бома «Достопри-мечательности города: Костро-ма». Проект.
Классный час. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Бородкин Ю., Хохлов В., Корнилов В.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Церкви (Спаса на реке Запрудне, Алексеевская, Иоанна Богослова, Богословская и Андреевская Сло-боды, Собора бо-городицы). Проведение экологической экспертизы
продуктов пи-тания
(срок годности, наличие краси-телей и консер-вантов, иссле-дование упако-вок продук-тов).
Классный час.
Сочинение-рассуждение «Что я могу сде-лать для своей Родины». Оформление чи-тательского дневника по творчеству пи-сателей Ко-стромской обла-сти. Написание отзывов на про-изведения. Краеведческий ма-рафон (экскурсия в краеведческий музей). Составление памяток по со-хранению окружающей природы и здоровья лю-дей.
Общешкольные мероприятия :
• Участие в сетевом проекте по краеведению.
• Конкурс проектов «Моя малая родина».
Краеведческие задания.
Краеведческие задания призваны формировать навыки самостоятель-ной поисковой и исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы у учащихся.
Краеведческие задания подразделяются на 3 части: задания в течение года, задания на полевой практике, летние задания.
Задания в течение года:
Учащиеся 1-2 классов собирают или отбирают материал по заданной теме, оформляют его по образцу, защищают свои знания перед одноклассниками или на экскурсионном ориентировании.
Учащиеся 3-4 классов собирают материал по заданной теме, состав-ляют реферативные работы, экологические проекты, защищая их на обобщающей конференции.
Во время заключительных занятий проводится компьютерное тестирование. Учащимся предлагаются вопросы, сгруппированные по темам, способствующие выявлению краеведческих знаний у детей. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответов. Учащимся необходимо выбрать правильный ответ, набрав на клавиатуре соответствующие цифры и уложившись в заданное время. Каждый правильный ответ оценивается в баллах в зависимости от трудности вопроса. В результате выполнения теста имеется возможность распечатать памятный листок-диплом для учащегося с указанием количества набранных баллов и списком литера-туры.