Ирина Карасева
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
Воспитатель: Карасева. И, Н.
Сентябрь 2015г - Апрель 2016 г.
Я леплю из пластилина
пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
кукол, клоунов собак.
Ю. Мариц.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Кант.
Введение
Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» размещена в разделах
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отдела мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребенок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, что бы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.
Следовательно, нашу цепочку можно дополнить. Мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая возможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Лепка – удивительное занятие, является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Основные формы для всех работ - это колобки (шарики, колбаски (цилиндрики) – от них и шагаем. Чтобы скатать эти формы ладошки детей напрягаются, становятся сильнее. Что получиться из этих форм зависит от вашей фантазии. Пластичный материал также можно и размазывать, а можно наклеивать шарики, колобки, колбаски и т. д. и если этим заполнить картинку, то получиться панно или мозаика. Можно раскатывать скалкой и вырезать любые предметы.
2. Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
Я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Рецептов соленого теста очень много. Рецепт, который используем мы в группе это: 1 стакан муки, 0,5 стакана мелкой соли, 1 чайная ложка растительного масла, 2-3 столовые ложки обойного клея и 0,5 стакана воды, в тесто можно добавить гуашь, либо потом раскрасить поделку. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста?
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, хо-лодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). Дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, цветами, придуманным своим орнаментом. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Занимаясь лепкой, предлагайте детям различные пластические материалы, старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был различным. Используйте во время лепки различные предметы (помощники) : игрушки, бросовый материал, предметы, позволяющие украсить работу (бусы, бантики, пуговицы и т. д.). Также соблюдайте меры предосторожности, организуйте место для занятий лепкой, будьте рядом с ребенком, содействуйте развитию интереса к худо-жественному творчеству.
После того, как дети освоили лепку, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили. Неоценимую помощь в работе могут оказать родители. И я решила к своей работе для большего результата привлечь родителей.
Задачи.
Обучающие:
1. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её воз-можностями.
2. Научить владеть различными материалами и инструментами.
3. Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.
Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление
2. Расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление дово-дить начатое дело до конца.
2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
1. Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
2. Учить дошкольников организовывать досуг.
Цель: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.
Задачи:
1. Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.
2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и так-тильные ощущения рук.
План работы.
Сентябрь.
1. Солнышко - тесто естественного цвета.
Формировать интерес к лепке из соленого теста. Продолжать сплющивать шар из соленого теста между ладоней, работать с дополнительным материалом, развивать мелкую моторику рук, имение разгадывать за-гадки.
2. Матрешка – тесто из 2-х цветов.
Закреплять умение катать шар из с/т разных размеров и располагать в определённом порядке, смачивать их водой и прижимать друг к другу. Закреплять знания о величине и пространственном расположении, развивать мелкую моторику рук.
3. Осьминожки - тесто естественного цвета.
Продолжать освоение скульптурного способа (из усеченного кону-са/цилиндра)- вытягивать, сплющивать и моделировать, продолжить приём декорирования и прорезания. Вызывать интерес к созданию вы-разительных образов, раскрашивать гуашью. Координировать работу рук.
Октябрь.
1. Гусеница- тесто из 4-х видов (красное, синее, желтое, зеленое).
Совершенствовать умение раскатывать комочки из теста в исходную фор-му- шар. Создавать выразительный образ, прищипывать, оттягивать, дополнять наляпами. Развивать чувство форм и пропорций.
2. Осенний кленовый листок – тесто из 4-х цветов (желтый, зеленый, красный, оранжевый).
Учить детей раскатывать тесто скалкой в пласт, накладывая трафарет и при помощи стеки отсекать всё лишнее тесто. Продолжать приём декори-рование лепного образа прорезами, процарапывание стекой, разма-зывание водой при помощи кисти. Развивать чувство композиции.
3. Цветочные картины - тесто 5-ти цветов (синее, желтое, красное, зелё-ное, оранжевое).
Развивать желание у детей лепить картины. Умение детей задумывать содержание своей лепки и доводить до конца. Закреплять умение лепить из теста используя раннее изученные приёмы. Воспитывать самостоятельность, активность, умение и желание помогать своим друзьям. Развивать художественный вкус и умение декорировать работу. Обогащать свой опыт.
Ноябрь.
1. Фоторамки - тесто до 7-ми цветов.
Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой, отсекать всё лишнее стекой. Раскатывать шарики, катать колбаски, сворачивать их, формируя цветочки. Закреплять умение смачивать и сглаживать нужные элементы рамки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.
2. Рыбки-магнитики - тесто 3-х цветов.
Продолжать учить лепить детей скульптурным способом из целого куска. Учить украшать оттисками (круглой палочкой) или круглыми паетками. Развивать чувства ритма. Показать, как монетки можно трансформировать в плавники. Совершенствовать умение оформлять поделку. Сделать из своей поделки магнитик и подарить маме. Создавать условия для творчества, развивать мелкую моторику рук.
3. Девчушки – веселушки – тесто 3-х цветов.
Продолжать делать игрушки из соленого теста. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика). Показывать возможность сочетание разных материалов. Воспитывать желание творить и сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми.
Декабрь.
1. Ёлочка зелёная иголочка-тесто зеленое.
Продолжать учить детей раскатывать скалкой шарик в лепёшку, наклады-вать трафарет и стекой отсекать всё лишнее, лишнее тесто скатывать в комочек и убирать в мешок. Закреплять умение при помощи рук, воды и кисти разглаживать детали. Декорировать свою поделку, творить.
2. Зимний ковёр – тесто 2-х цветов.
Продолжать знакомить с народным творчеством. Учить лепить из жгу-тиков ковёр, имитируя плетения. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать интерес к творчеству, выразительности своей поделки.
3. Новогодний подарок для родителей – тесто белое.
Учить детей планировать свою работу. Развивать и повышать качество приемов лепки и отделки. Совершенствовать работу стекой и кистью, оформлять свой сувенир дополнительным материалом. Вызывать удовольствие от работы и желание помочь другим детям. Раскрасить поделку гуашью.
Январь.
1. Звонкие колокольчики – тесто цветов радуги.
Учить детей создавать полые поделки из соленого теста. Совершенствовать технику лепки – учить лепить из шара колокольчик путём вдавливания и моделирования формы. Выкладывания рисунка на колокольчике при помощи бусин, страз. Синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать аккуратность.
2. Снежный кролик – тесто белого цвета.
Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления фигурки дополнительными деталями. Развивать глазомер, чувство пропорции, аккуратность.
3. Веселые буквы – разноцветное тесто.
Учить раскатывать столбики скалкой и скреплять их, отсекать всё лишнее. Умение украшать самостоятельно дополнительным материалом. Воспиты-вать уверенность, чувство формы, инициативность. Развивать внимание, мелкую моторику рук, мышление.
Февраль.
1. Стаканчик для карандашей – тесто солённое.
Продолжать учить детей раскатывать тесто и облеплять стаканчик, срезать лишнее тесто стекой. Колбаской оборачивать основание стакана и соединять. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к лепке, навыки коммуникации.
2. Сердечко с инициалами – тесто 3-х цветов.
Продолжать учить детей раскатывать тесто одной толщены, убирать всё лишнее, пользоваться кистью и водой. Формировать интерес к работе и удовольствие от полученного результата. Создать условия для самостоя-тельной работы детей.
3. Кружка для папы – тесто цветное.
Вызывать желание у детей сделать подарок для папы своими руками. Учить лепить конструктивным способом, точно передовая форму и величину в соответствии с предметом. Украшать свою работу орнаментом, идущим по кругу. Воспитывать доброе отношение к близким людям.
Март.
1. Корзинка с цветами – тесто.
Совершенствовать умение детей раскатывать тесто скалкой, вырезать по шаблону, убирать лишнее стекой, разглаживать кистью и водой. На гото-вой корзинке стекой сделать полоски имитируя прутики, сделать цветы и приклеить к корзинке при помощи воды и кисти. Украсить свой подарок бусинами и стразами. Воспитывать чувство ответственности и желание делать своими руками. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
2. Подставка для чашки – тесто естественного цвета.
Совершенствовать умение раскатывать тесто, придавать форму. Создавать выразительность своей работе: прищипывать, вдавливать зёрна, бусины. Давать детям различные материалы для работы. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, творчество.
3. Угощения – из песочного теста.
Вызывать интерес у детей к лепке кулинарных изделий для угощения: формировать вручную или вырезать из формы печенье для выпечки. Вызывать у детей интерес и желание попробовать своё угощение.
Апрель.
1. По реке плывет кораблик – тесто разное.
Учить детей лепить кораблик из комочка теста, применять ранее получен-ные навыки. Показать, как сделать парус из фантика или фольги, декорировать свою поделку. Воспитывать интерес к окружающему миру и отражать в работе.
2. Кулон – обычное тесто.
Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством. Про-должать учить соотносить элементы композиции по величине и про-порциям. Развивать художественный вкус, самостоятельность.
3. Котик – тесто серое, белое + дополнительные цвета.
Продолжать учить детей лепить знакомых животных конструктивным способом. Умение делить тесто на части различных размеров при помощи стеки. Придавать пропорции тела животного. Учить делать поделки устойчивые.