МААМ-картинки

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Екатерина Морозова
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Лев Семенович Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства.

Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что в основе ее лежит игра. Игра – один из ведущих видов деятельности дошкольников. Игра реализует все основные потребности ребенка.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре дети младшего дошкольного возраста знакомятся с диалогической и монологической речью, идет развитие речи литературными терминами.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Интерес к детской речи не ослабевает в течении многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохина, Е. А. Флёрина, А. А. Леонтьев, М. М. Конина и многие другие.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка – это отмечали в своих работах Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Рубинштейн С. Л.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами: Е. А. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Ф. А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила свое развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных – М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и др. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, использовании её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Понятие, особенности и виды театрализованных игр

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно - этическому воспитанию каждого ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Особенности театрализованных игр

1. Действия заданы художественным произведением, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом произведения;

2. От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

3. Образ овеществлен. Большое значение имеет костюм или кукла;

4. Нет отношений состязания;

5. Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

6. Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики, инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

7. Состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации;

8. Перенос акцента с процесса игры на результат.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л. В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

• игры – драматизации

• режиссерские игр.

Игры – драматизации:

• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Роли могут быть людей, животных, литературных персонажей.

Драматизации:

• куклы би-ба-бо;

• пальчиковый театр;

• импровизации.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный театр игрушек,

• настольный театр картинок,

• фланелеграф,

• теневой театр.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Особо велико значение театрализованной игры для речевого развития детей младшего дошкольного возраста (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка - дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках. Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3 - 4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью. Также в младшем дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

На этапе от трех до четырех лет необходимо:

• интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;

развивать диалогическую речь.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

• речевого окружения (речевая среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Расширение речевой среды за счет целенаправленных педагогических воздействий могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью театрализованных игр.

Педагогом ставятся следующие задачи по развитию речи младших дошкольников :

развитие выразительной стороны речи;

развитие связной монологической и диалогической речи;

развитие звуковой культуры речи;

• воспитание привычки публичной речи;

• обогащение, уточнение и активизация словаря;

• формирование грамматических навыков.

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог. В организации театрализованных игр широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, обыгрывание этюдов, инсценировка и драматизация. Из словесных методов применяется рассказ, беседы, чтение художественных произведений, сказок, стихов; разучивание произведений устного народного творчества.

Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходят к театрализованной деятельности с детьми. Сначала раскрывается содержание знакомых и любимых сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Тир медведя», «Волк и семеро козлят» я показываются в разных вариантах театра : настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед детям младшего возраста предлагается совместный показ сказок, на что они, кК правило, откликаются с большим интересом и желанием. Они учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в играх-драматизациях отводится небольшим этюдам, в которых педагог показывает образы героев, например, лисы: хитрая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так с каждым персонажем сказки. Такая предварительная работа позволяет детям младшего дошкольного возраста накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.

Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. В играх-драматизациях дети знакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляли их думать, делать выводы и обобщения. Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволяют добиваться высоких показателей по развитию речи детей.

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, её интонационный строй Исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, её грамматический строй.

Чем чаще дети участвуют в театрализованной деятельности, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней они выступают.

Заключение

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития.

Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети активнее общаются друг с другом, они могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос, расширяется словарный запас детей. Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность позволяет значительно улучшить развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» : кн. для воспитателя дет. сада. - М., КНОРУС, 2003г.

2. Бочкарева Л. П. «Воздействие книг и картин на игровые образы». В сб. : Воспитание детей в игре. - М., КНОРУС, 2007.

3. Горбушина Л. А., «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста» : Учебное пособие. - М., КНОРУС, 2005г.

4. Зинкевич – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии». - СПб., ООО Речь, 2002г.

5. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., ТЦ Сфера, 2001г.

6. Поляк Л. Я. «Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок». – СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2001г.

7. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как одно из средств развития речи детей младшего возраста «Театрализованная деятельность как одно из средств развития речи детей младшего возраста». Актуальность проблемы состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: применению театрализованной деятельности для.

Общение как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Театрализованная деятельность как средство развития красоты, морали и нравственности у детей дошкольного возраста Доклад на тему "Театрализованная деятельность, как средство развития красоты, морали и нравственности у детей дошкольного возраста" Театр.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2018 в 19:49
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Морозова (УИ 270371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД