Екатерина Григорова
Программа по ритмопластике
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по ритмопластике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка.
А. И. Буренина.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Публикация «Программа по ритмопластике» размещена в разделах
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Существует много направлений в музыкально – ритмической деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это ритмопластика.
Ритмопластика – это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста.
Ритмопластика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте!
Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
На занятиях ритмопластики дети занимаются стретчингом – это оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
Изучив работы таких авторов, как: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Са-фи-дансе» 2003г. ,Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Фитнес- данс» 2007г., Ю. А. Кирилова «Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» 2005г., А. С. Галанов «Игры которые лечат» 2005г., Т. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», Т. Б. Филичева «Дети с общим недоразвитием речи» 1999г., А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика" 1990г., Т. Л. Зуева «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками», 2008г., Н. В. Зарецкая «Танцы для детей» 2005г., Т. Барышникова «Азбука хореографии» 2001г., М. Н. Клюева «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в детском саду» 2007г., Ю. А. Кириллова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» 2005г., Н. Н. Кожухова «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» 2003г., мною был сделан вывод, что именно средством ритмопластики развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц и формируется правильная осанка, развивается умение чувствовать и передавать характер музыкального произведения, а также его образное содержание через пластику движений.
1. Общая характеристика программы :
Новизна и актуальность программы :
Все занятия проводятся в виде сюжетно – ролевой или тематической игры, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и коррекционных – развивающих задач.
Цель программы :
Создавать оптимальные условия для развития музыкально - пластических способностей воспитанников, соединения внутреннего состояния с внешним физическим действием средствами ритмопластики.
Задачи программы :
Коррекционно – образовательные: развитие мимических упражнений, психомоторного развития, развитие слухового и зрительного внимания, моторные функции, развитие координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности.
Оздоровительные: укрепление организма, развитие и совершенствование движений.
Воспитательные: развитие уверенности в себе, коммуникативной активности, доброжелательности, внимательности к другим. Обогащение яркими образными движениями создающие условия эмоциональной разрядки, рождение творческого воображения, согласуя действия с музыкой и образом.
1. Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
6. Игровой стретчинг:
Цель предлагаемых упражнений основана на развитие статических растяжках мышц тела и суставно – связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Основные принципы организации занятий:
- Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
- Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
- Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
- Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
- Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
- Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
- Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим «отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты
- Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
Условия для реализации программы :
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия: личностное общение педагога с ребенком; наличие специально оборудованного кабинета; правильное покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие; каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия; широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника); атрибуты, наглядные пособия; зал предварительно проветриваемый. Иметь: расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.
Ожидаемые результаты:
Систематические занятия ритмопластикой :
1. Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботится о своём здоровье;(развитие мышечного корсета).
2. Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей.
3. Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность.
4. Укрепят осанку и свод стопы. 5. Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения имитационных движений, разовьют воображение, слуховое внимание, память.
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребёнка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы. Посещение родителями учащегося занятий в течение всего учебного года.
Отличительные особенности программы :
- Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях оздоровления и коррекционного развития ребёнка.
- Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : дети подготовительной группы (6 – 7 лет).
Особенности организации образовательного процесса при реализации рабочей программы :
Данная рабочая программа разработана и является модернизированным вариантом узкоспециализированной программы Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са – Фи - Дансе» (оздоровительно - развивающей программой по танцевально - игровой гимнастике, комплексной программы «Детство» (РГПУ им. Герцена, Санкт - Петербург) и А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика" 1990г.
Программа ориентирована на физическое и социально - личностное развитие детей. Ее реализация позволит открыть и познать новое о возможностях своего тела и организма, раскроит красоту, изящество и выразительности движений, создает благоприятные условия для самовыражения и раскрепощенности каждого ребенка.
Сроки реализации программы :
Программа обучения рассчитана на 1 год обучения детей подготовительного к школе возраста с 6 - 7 лет.
Формы и режим:
Совместная деятельность педагога с детьми проводится в форме специально – организованной деятельности (занятий по ритмопластике, которые проводятся по группам и в индивидуальном порядке. Работа педагога с учащимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Формы подведения итогов:
Проведение педагогической диагностики (мониторинг) развития ребенка необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе промежуточной диагностики (2 раза в год) педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3-балльную, 5-балльную, 10-балльную, либо уровни: высокий, низкий, средний. Каждый педагог выбирает и обосновывает ту шкалу, которая ему больше подходит, принципиального значения для вывода об общем уровне развития ребенка это не имеет.
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-балльной системой.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый нами в задачах.
Оценка детей 7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Критерии оценки:
Эмоциональность
Выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что —то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки, У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5). По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне, о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т. д. Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии. Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
Творческие
проявления
Умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств иувлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание
Способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие — 2-го и З-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно — это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память
Способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов.
Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность
Лабильность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость. Оценки выставляются следующим образом: ‘Ч — норма (5 баллов); В (возбудимость, З (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т. д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация,
ловкость
движений
Точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений). У детей 4-го года жизни оценивается правильное и точное исполнение ритмических композиций 1-го уровня сложности; 5-6 года жизни — 2-го уровня сложности; 7-го года жизни — 2-го и 3-го уровня сложности; для оценки 8-9-летних детей предлагается исполнить композиции 3-го уровня сложности (в быстром и медленном темпе).
Гибкость,
пластичность
Мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка» и др. — от 1 до 5 баллов). В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
2. Перспективное планирование:
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (дети 6 – 7 лет) :
Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их мышление. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их скоординированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Планирование занятий по ритмопластике по часам (занятие 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут) :
Раздел программы
Сетка часов
Игроритмика
В течение года
Игрогимнастика и стретчинг
6
Игротанцы
В течение года
Танцевально – ритмическая гимнастика
21
Игропластика
По плану занятий
Пальчиковая гимнастика
По плану занятий
Игровой самомассаж
По плану занятий
Музыкально – подвижные игры
По плану занятий
Игры – путешествия
9
Креативная гимнастика
По плану занятий
Всего часов:
36
- «Игроритмика» (основа для развития чувства ритма и двигательных способностей детей) - в данный раздел включены специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.
- «Игрогимнастика» (основа для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков) – в раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на укрепление осанки, на расслабление мышц, дыхательные упражнения.
- «Игротанцы» (направлены на формирование у детей танцевальных движений) – в раздел входят танцевальные шаги, различные танцевальные формы (современный, ритмический, народный, бальный танцы,элементы хореографических упражнений.
- «Танцевально-ритмическая гимнастика» (физические упражнения, используемые в данном разделе оказывают определенное воздействие на детей, решаются конкретные задачи данной программы) - представлена образно-танцевальными композициями, которые имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений
- «Игропластика» (основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей) – в разделе используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.
- «Пальчиковая гимнастика» (основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук) –
- «Игровой самомассаж» (основа закаливания и оздоровления детского организма) - упражнения
- «Музыкально-подвижные игры» - используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
- «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) (основа для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее)– включают все виды подвижной деятельности.
- «Креативная гимнастика» (создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности) – в раздел включены нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры.