Раиса Иванова
Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
По последним данным исследований почти у многих современных первоклассников встречаются различные нарушения речи. А в наших коррекционных школах конечно почти у всех детей есть множественные проблемы в развитии речи. Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
Публикация «Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Что порекомендовать для спасения положения? Игру. Игру в разном её проявлении: в куклы и настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно. Ведь развитие речи детей происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия. А самая интересная игра, конечно для наших детей, это игра в кукольном театре. Зная это, мы в своем интернате создали кукольный театр «Теремок», который здорово помогает нашим детям в развитии, в учебе.
Мы знаем, что основа для развития речи младших школьников — это обогащение чувств и эмоций. Кукольный театр словом, музыкой, художественными образами-персонажами, оформлением, всей воистину сказочной, праздничной атмосферой влияет на речь ребёнка.
Задачи:
• Вовлечение детей и родителей в создание кукольного театра.
• Систематическое и целенаправленное развитие речи детей, открывая их артистические, художественные, литературные способности.
• Добиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а кукольный театр даёт возможность войти в мир сказки и объединить собственные интересы ребё нка с задачами педагога:
• развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, мелкую моторику;
• обогащать словарь ребёнка за счёт знакомства с лексикой сказки;
• формировать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к чтению.
Работа постановки сказки начинается с подбора сказок. Для первых выступлений детей я подобрала простые русские народные сказки как «Репка», «Колобок», «Теремок», которые они услышали от мам, бабушек или в детском садике. Работая в подготовке сказки, дети учатся понимать содержание сказки, последовательность событий в сказке, даже редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя. Кроме того, у маленьких «артистов» развивается и фонематический слух, что очень важно для грамотного письма.
Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают свой словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Юные актёры занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст. Театр открывает перед детьми звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.
В кукольном спектакле ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый зажим перед аудиторией. Так застенчивые дети могут решиться на выступление перед зрителями.
Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих кукол по спектаклю, передавая им свою энергию. Ведь в современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше.
Кукольный театр позволяет педагогу решать задачи и трудового воспитания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовление кукол и декораций к спектаклям, в чем с удовольствием принимают участие наши дети и родители. Изготовление атрибутов, костюмов, кукол, декораций - важная часть творческого процесса, в котором дети приобретают новые трудовые навыки и совершенствуют уже имеющиеся. Когда дети делают куклы, рисуют, мастерят иллюстрации, декорации к произведениям, у них пробуждается фантазия и возникает желание самому стать героями этих сказок, «оживить» художественный образ. Дети стараются, чтоб их куклы, были узнаваемы для зрителей, чтоб были они яркими, весёлыми и со своим характером. Ответственность каждого участника сказки большая, ни один герой сказки не должен подвести и все очень стараются.
Чудеса, которые поражают воображение, начинаются с чтения, разбора текста сказки и главным этапом подготовки кукольного представления является работа с детьми над ролью.
I. Чтение сказки: выразительное чтение учителя, прослушивание аудиокассеты или диска с текстом подобранной сказки.
II. Обсуждение сказки: цепь событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения, в чем проблема каждого героя: что он хочет и чего добьется, цель и задачи поведения героев.
III.Распределение ролей, учитывая интересы и индивидуальные особенности развития каждого ученика.
IV. Работа с текстом (индивидуально) : деление текста на речевые такты. Главная мысль в предложенном «куске», паузы: логическая, психологическая, главное слово: ( ударное: сильное, среднее, слабое, интонационные знаки (препинания).
V. Репетиции на сцене (частично индивидуально, это кропотливый долгий труд: вождение куклы, походка, жест, поворот головы, корпуса, оценка факта, физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу, приспособление к реквизиту, декорации.
Ответственность каждого ученика за постановку спектакля велика: декорации дети меняют сами, отрабатывают мизансцены (куклы ходят, говорят, танцуют). Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка!
Подготовительный период постановки сказки дал свои результаты: класс стал одной дружной командой, где важны все участники, где любое мнение будет высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и в других. Участие в одном общем деле сплачивает детский коллектив. Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления - глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения. Так расширяются социальные контакты детей. Кукольный спектакль становится для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью. Вся работа подчинена одному результату – рождению спектакля на сцене, которое способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость.
Спектакль готов! Можно показывать зрителям: ученикам, родителям, малышам, всем желающим. Посмотреть спектакль хотят все. Ученики-актёры выступают с удовольствием, родители с волнением следят за своими детьми.
За 5 лет было поставлено детьми десятки сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Теремок», «У лукоморья дуб зеленый», «Зайкина избушка», «Огнехвостик», «По щучьему велению», «Семеро козлят», «Роза и жаба», «Волк на псарне», «Пан Котофей», «Сказка о профессиях», «Три богатыря» и многие другие сказки.
В музыкальной сказке «Бременские музыканты» раскрылись певческие таланты Наумовой Оли, Распутина Юры, Фомина Андрея учащихся 3 класса. Музыкальное оформление сказки тесно связано с пением, музыкой, движением под музыку, поэтому способствует художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей. Работая над исполнением песен, упражняясь в имитации движений персонажей, изображая героев произведения во время драматизации, дети учатся понимать характер музыки, ее настроение, тональность.
Кроме готовых сказок дети ставят придуманные самими сказки, так была поставлена сказка «Витаминка и её друзья». При сочинении собственных спектаклей для кукольного театра дети учатся алгоритму создания сюжета: завязка, экспозиция, развитие, кульминация, развязка. По такому алгоритму может быть выстроено и любое выступление, речь. Все герои нашей сказки - это Смешарики. Их дети смастерили вместе с родителями. Сюжет сказки из жизни в интернате. При интернате есть приусадебное хозяйство. Смешарики – такие же огородники, как и сами дети, выращивают овощи на грядках, в поле сажают картофель, поливают огурцы и помидоры в теплицах, на территории сажают красивые цветы. В процессе разыгрывания историй из собственной жизни, у ребёнка формируется умение последовательно рассказывать, сохраняя в уме последовательность событий в сюжете.
По итогам 4 лет обучения в начальных классах дети все успешно переводятся в среднее звено. У них уже богатый опыт выступления перед публикой. Речь становится более правильной, раскрепощенной: дети умеют подбирать слова, необходимые для построения фразы, правильно строят и распространяют предложения, стараются излагать логически последовательно события. И то, что дети получили в начальном звене с помощью участия в кукольных спектаклях поможет успешно адаптироваться в среднем звене обучения.
Нельзя рассматривать спектакль кукол только как средство развития речи, его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, отзывчивости.
Так дети не только участвовали в спектаклях, но изготовили с воспитателями и презентовали тактильную книгу «Колобок» для слабовидящих детей детского сада «Подснежник». Малышам очень понравились наши книжки. У них зрение плохое, и они, руками трогая каждую куклу, знакомились с героями сказки.
В прошлом году дети участвовали в работе «Школы Здоровья» для детей-инвалидов. Ребята работали с детьми-инвалидами с диагнозом ДЦП, которые обучаются на дому. Показали им свою сказку, научили их двигать куклы и «петь» песню. Сколько было эмоций у самих артистов и их подопечных, детей-инвалидов!
Так при желании кукольный театр можно использовать как мощное средство коррекции недостатков у детей с проблемами в речи и развитии. Кукольный театр, сказкотерапия и игротерапия всё чаще применяются в учебном процессе. Всё новое – это хорошо забытое старое. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое коррекционное, развивающее и воспитывающее значение.
Таким образом, кукольный театр является мощным средством для развития речи и разностороннего развития детей с ОВЗ.