Получи документы

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста

Наталья Терехова
Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование опыта работы.

Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать, ценить и гордиться, тем, где ты родился, живёшь, растёшь, развиваешься. В наше современное время дети, всё чаще испытывают влияние иноязычных культур на русскую культуру, на родной язык. На экранах телевизора, они видят диснеевские мультфильмы, их героями, для подражания, всё чаще становятся персонажи иностранных фильмов. Очень модно, стало среди родителей, изучение иностранных языков, хотя ещё ребёнок и родным языком владеет с трудом. На новогодних праздниках, развлечениях, всё больше увидишь костюмы: человека – паука, бэтмана, Белоснежки, робокаров. Сразу возникает вопрос, а куда делись наши сказочные герои, изумительных мультфильмов, фильмов - сказок советского периода, где всегда добро побеждает зло? И на ум приходят слова академика Д. С Лихачё ва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». От того, что видит, слышит ребёнок с рождения, зависит его мировоззрение, отношение к окружающему миру, к себе. Вот тут, на помощь педагогам приходит, конечно, фольклор, так как он является исключительно значимым дидактическим материалом в воспитании детей. В музыкальном фольклоре своеобразным образом сочетается слово, музыкальный ритм и напевность. И благодаря этому, он является богатейшим источником для личностного развития детей.

Темочки:

Актуальность опыта работы.

Знакомство с фольклором имеет огромное значение для воспитания патриотических, нравственных чувств, для развития личности ребёнка. С помощью фольклора, с лёгкостью, без назидания, раскрываются детям представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Нравственные, моральные ценности, для современного поколения, уходят на второй план, так как «живое общение» со сверстниками, взрослыми и родителями минимизируется. Поэтому знакомство с фольклором, имеет глубокое социальное значение.

Цели и задачи опыта работы.

Цель моей работы - создание условий для личностного развития детей средствами музыкального фольклора. Для достижения цели, были поставлены задачи:

Приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор, расширяя кругозор детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

развивать эмоциональное восприятие народной музыки;

учить детей находить словесные определения характеру произведения, поддерживать интерес к рассказыванию;

развивать певческие навыки средствами малого детского фольклора (считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, пестушки, частушки);

воспитывать такие качества детей, как доброжелательность, любознательность, отзывчивость.

Для этой цели и решения задач, которые были поставлены, мной были разработаны циклы музыкальных занятий : в подготовительной группе «Что за чудо рябинка!» «Мамина песня», в старшей группе «Знакомство с народным оркестром», в старшей группе «Русская берёзка», в средней группе «Ложки удалые». Приобщать к истокам русской народной культуре, я начинаю с младшей группы. На занятиях, использую жанры малого детского фольклора. Так же проводим развлечения, посвящё нные календарным праздникам: «Широкая масленица!», «Приключение Чипполино в России», «Лопшо Педунь в гостях», «День рождение Ижевска». Свой опыт работы, я представляла на ежегодном фольклорном фестивале «Четыре времени года», города Ижевска, удмуртской республики. Детьми подготовительной группы, а так же сотрудниками детского сада, мы представляли песенный фольклор и стали лаурятами. Принимала участие в городской межведомственной экологической конференции, где раскрыла вопросы, том, как можно использовать музыкальный фольклор в экологическом воспитании детей. Так же на базе нашего детского сада ежегодно реализуются экологические проекты, проекты по музейной педагогике, в рамках которых проводятся интегрированные занятия совместно с воспитателями и специалистами ДОУ.

Практическая значимость опыта работы: охватывает все дошкольные группы (детей от 3 до 7 лет). Повышается уровень всестороннего развитие личности дошкольника, уровень развития народно – певческих умений с движением, уровень музыкальной памяти, с точностью определяют музыкальное произведение, его характер, тем самым обогащается словарный запас детей. Позволяет работать совместно музыкальному руководителю с узкими специалистами, а так же с воспитателями. Обогащается фонотека, методические разработки, наглядные, интерактивные пособия.

Ожидаемые результаты.

Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя развлечения, занятия, я понимаю, что совместная деятельность взрослого и ребёнка приводит к более успешному усвоению материала, так как ценность музыкального фольклора заключается в том, что взрослый с легкостью устанавливает контакт, общение с ребёнком на эмоциональном уровне. Русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми, так как они музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, и они соединяют в себе немалые богатства, которые помогают музыкальному руководителю в работе – это речевые, смысловые, звуковые. Дети с лёгкостью воспринимают такой материал, им очень нравиться играть в народные игры, кричать зазывалки, проговаривать скороговорки, пропевать попевочки, отгадывать загадки и с удовольствием озвучить музыкальными инструментами русскую народную сказку, так как весь воспитательный процесс, а так же развитие музыкальных способностей проходят в игровой, занимательной, увлекательной форме.

Список литературы:

1. «Русские праздники для наших детей» ред. Ю. Ардашева. Изд. «Удмуртский Дом»

2. «Народные праздники в детском саду». Картушина М. Ю. М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. «Русский детский фольклор» Учебное пособие. Капица Ф. С, «ФЛИНТА»,2017

4. «О народной музыке» Асафьев Б. Музыка, 1978

5. «Русский детский фольклор : учебное пособие для студентов пединститута, М. ,1978

6. «Русский фольклор. Детские музыкальные праздники» Камаева Т. Ю., 1994

7. «Фольклор и музыкальное восприятие» Покровский Д. В. – М. : Музыка, 1980

8. «Русское народное детское музыкальное творчество». Науменко Г. - М., 1988

Публикации по теме:

Дизайн как средство организации интерьера, способствующее созданию комфортных, благоприятных условий для развития детей Мастер-класс, представление опыта работы: «Дизайн – как средство организации интерьера, способствующее созданию комфортных, благоприятных.

Здоровьесберегающие технологии как средство развития инновационного потенциала для детей дошкольного возраста «Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья» Н. Чернышевский В последнее.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: "Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Детство - период.

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Свой доклад я хотела бы начать с высказывания психолога Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 17:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Терехова (УИ 158188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД