МААМ-картинки

Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе

надежда ермоленкова
Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Успех ребёнка в школе зависит от : психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность).

Публикация «Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе» размещена в разделах

Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. ;

развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Есть общие подходы к подготовке детей к школе (параметры готовности) :

• Физическая

• Интеллектуальная

• Психологическая

Физическая готовность

- Хорошее состояние здоровья,

- уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.).

- уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек

-закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям

Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Интеллектуальная готовность

Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности :

-Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

(Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования.

- Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.

- Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире

- Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

- Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).

- Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)

Психологическая готовность

Мотивационная, волевая, эмоциональная

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, оп ределяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «. беспечное времяпре провождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи, что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению : в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,

преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи курса:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению :

1. учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

2. системность и плановость;

3. уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

4. занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

5. развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

6. контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам

7. вариативность содержания и форм проведения занятий;

8. наглядность.

Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

Развивающие технологии содержат : развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

Исходя из этого, мы разработали программу по подготовке к школе. Система работы рассчитана на 2 года обучения детей-дошкольников.

Примерное планирование на 20 занятий

№ Тема Пособия Дата

1 1. Обучение грамоте. Буква А. Нахождение звука в словах по местоположению

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Аа.

3. Математика. Число 1. Графическая работа 1

Повторение.

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 5

Пропись №1, стр. 14

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 2

игралочка стр. 1

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 1

2. 1. Обучение грамоте. Буква А. Закрепление. Фонетический анализ слов: аист, арка, арбуз.

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв.

3. Математика. Первый, последний, предпоследний. Графическая работа 2

повторение

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 5.

Пропись №1 стр. 14-15

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 3

игралочка стр. 2

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 2

3. 1. Обучение грамоте. Буква У. Нахождение звука в словах по местоположению

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Уу.

3. Математика. Число 2. Графическая работа 3

Раньше, позже.

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 6

Пропись №1стр. 15

Прописи по математике часть 1, стр. 1,4

игралочка стр. 3

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 3

4 1. Обучение грамоте. Буква У. Закрепление. Фонетический анализ слов: утка, улей, котик.

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв.

3. Математика. Пара. Столько же. Графическая работа 4

Раньше, позже.

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 6

Пропись № 1 стр. 16

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 5

игралочка стр. 4

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 4

5 1. Обучение грамоте. Буква О. Нахождение звука в словах по местоположению

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Оо.

3. Математика. Знаки: плюс, минус, равно. Графическая работа 5

Сравнение по высоте.

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 7

Пропись № 1 стр. 17

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 6

игралочка стр. 5

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 5

6 1. Обучение грамоте. Буква О. Закрепление. Фонетический анализ слов: Оля, ослик, облако

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв.

3. Математика. Решение примеров. Графическая работа 6

Сравнение по высоте

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 6.

Пропись №1 стр. 17-18

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 7

игралочка стр. 6

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 6

7 1. Обучение грамоте. Буква М. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение слогов.

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Мм. Письмо слов: мама, ум

3. Математика. Число 3. Графическая работа 7

Число и цифра 4.

Свойства предметов

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 7.

Пропись №1 стр. 18

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 8

игралочка стр. 7

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 7

8 1. Обучение грамоте. Буква М. Закрепление. Фонетический анализ слов: ком, дом, машина.

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв. Письмо элементов букв.

3. Математика. Решение задач. Графическая работа 8

Число и цифра 4.

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 7

Пропись стр. 19

Пропись стр. 5.

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 9

игралочка стр. 8

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 8

9 1. Обучение грамоте. Буква С. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение слогов.

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Сс. Письмо слов: сама, сом.

3. Математика. Больше, меньше, одинаковое количество. Графическая работа 9

Квадрат.

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 8-10.

Пропись стр. 19

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 10

игралочка стр. 9

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 9

10 1. Обучение грамоте. Буква С. Закрепление. Фонетический анализ слов: самолёт, санки, лиса.

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв. Письмо слова: сума. Письмо элементов букв.

3. Математика. Сравнение чисел. Графическая работа 10

Квадрат.

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 16-17.

Пропись стр. 20.

Пропись стр. 6.

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 11

игралочка стр. 10

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 10

11 1. Обучение грамоте. Буква Х. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение слогов.

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Хх. Письмо слов: муха, мох.

3. Математика. Число 4. Графическая работа 11

Куб.

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 18-19

Пропись стр. 24

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 12

игралочка стр. 11

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 11

12 1. Обучение грамоте. Буква Х. Закрепление. Фонетический анализ слов: муха, хлеб.

2. Письмо. Упражнение в написании заглавной и строчной букв. Письмо элементов букв.

3. Математика. Составление задач. Графическая работа 12

Куб

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 19.

Пропись стр. 25

Пропись стр. 7.

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 13

игралочка стр. 12

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 12

13 1. Обучение грамоте. Повторение изученного. Чтение.

2. Письмо. Составление и запись слов.

3. Математика. Число 5. Графическая работа 13

Вверху, внизу

Сравнение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 19.

Пропись стр. 23.

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 14

игралочка стр. 13

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 13

14 1. Обучение грамоте. Буква Р. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение.

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Рр. Письмо слов и слогов.

3. Математика. Решение задач. Графическая работа 14

Вверху, внизу

Сложение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 20-21

Пропись стр. 26

Прописи по математике часть 1, стр. 1, 15

игралочка стр. 14

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 14

15 1. Обучение грамоте. Буква Р. Закрепление. Фонетический анализ слов: осы, хор, мухомор, рак, Рома.

2. Письмо. Упражнение в написании слогов.

3. Математика. Число 6.

Сравнение по ширине

Сложение

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Пропись стр. 27

Пропись стр. 28 (2 зад)

Прописи по математике часть 1, стр. 16

игралочка стр. 15

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 15

16 1. Обучение грамоте. Буква Ш. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение.

2. Письмо. Прописывание заглавной и строчной букв Шш. Письмо слов и слогов.

3. Математика. Соотношение числа с количеством.

Сравнение по ширине.

На, над, под

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 22

Пропись стр. 30.

Прописи по математике часть 1, стр. 17

игралочка стр. 16

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 16

17 1. Обучение грамоте. Буква Ш. Закрепление. Чтение.

2. Письмо. Упражнение в написании элементов, письмо под диктовку: марш, шрам, муха, хор, хорошо.

3. Математика. Число 7.

Число и цифра 5. Повторение.

На, над, под

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 23

Пропись стр. 8.

Прописи по математике часть 1, стр. 18

игралочка стр. 17

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 17

18 1. Обучение грамоте. Буква ы. Нахождение звука в словах по местоположению. Чтение. Фонетический разбор слов: мак, дом, дым, лук.

2. Письмо. Прописывание буквы ы. Письмо слов и слогов.

3. Математика. Повторение изученного.

Число и цифра 5.

Справа, слева

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Букварь стр. 24

Пропись стр. 21-22

Прописи по математике часть 1, стр. 19

игралочка стр. 18

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 18

19 1. Обучение грамоте. Закрепление изученного. Чтение.

2. Письмо. Составление и запись слов из слогов. Изменение слов.

3. Математика. Решение числовой цепочки.

Овал.

Справа, слева

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Пропись стр. 26

Пропись стр. 28

Прописи по математике часть 1, стр. 20

игралочка стр. 19

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 19

20 1. Обучение грамоте. Закрепление изученного. Чтение.

2. Письмо. Составление и запись слов из слогов. Изменение слов.

3. Математика. Состав чисел 3,4,5,6,7.

Овал

Справа, слева

4. Развитие внимания, мышления, памяти.

5. Игры – 350 упражнений.

6. Готовим руку к письму. Пропись стр. 29.

Пропись стр. 31.

Прописи по математике часть 1, стр. 21

игралочка стр. 20

раз-ступенька, два-ступенька часть 1. стр. 20

Публикации по теме:

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.

Игра в шахматы как средство социализации личности и формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников Аннотация. В представленной статье рассмотрены проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста, формы и методы обучение воспитанников.

Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г. гПрограмма по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г. г Пояснительная записка «Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно,.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (Тмнр 1 ступень) «Дорогою открытий и добра» Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра» Воспитатель ГПД №5 Баглаева. А. А.

Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с Тмнр Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР Возраст 7 Пояснительная записка Программа по формированию навыков самообслуживания.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование Cодержание I. Актуальность…. 3 II. Цель, задачи…. 4 Предполагаемый результат.

Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе» (включая файлы) размещена пользователем надежда ермоленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД