татьяна доронина
Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г. г
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка «Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?
Публикация «Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г, г» размещена в разделах
Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой. Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления способностей определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы со способными детьми.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто способен больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по способности детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко талант
При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как способных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами способности.
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи
-Выявить детей с предпосылками способностей.
-Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
-Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Методы и способы выявления наклонностей детей
-Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен.
-Игра – этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного
-Консультация специалистов. Существует специальные методы (тесты, опросы, которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала дошкольников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.
Формы работы с одаренными детьми
-Групповые занятия с одаренными детьми.
-Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
-Работа по индивидуальным планам.
-Исследовательская деятельность.
-Творческие мастерские.
-Кружки по интересам.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
-первый этап – апробация программы;
-второй этап – повторная диагностика и анализ первичных результатов;
третий этап – коррекция программы.
-исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей.
Такими условиями являются :
-наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
-наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
-создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
-наличие личностно-ориентированной образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям выявления детских способностей, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
-введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
-использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
-занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
-участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
-тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития способностей их детей.
Рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Первый этап. Этап апробации
-Психолого-педагогическое исследование уровня способностей воспитанников детского сада (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества). Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
-Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка.
-Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций (начало учебного года)
-Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к детям
-Развивающая работа с воспитанниками.
-Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе, специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ.
С начала второго полугодия проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой :
-Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников;
-Обсуждаются итоги развивающей работы со способными детьми, выявляются проблемы;
-Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли дополнительного образования.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
4. Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
5. Принцип гуманизма и демократизма.
Принципы тестирования детей
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам.
2. Игровой характер тестовых методик.
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования.
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Основные направления реализации программы
1. Выявление способностей у детей.
2. Разработка индивидуальных форм работы.
3. Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
4. Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
5. Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический
Методики исследования способностей детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Специалисты, ведущие различные кружки и, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам.
Для родителей разработаны опросники по выявлению способностей детей, адаптированные для разных возрастных групп.
Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.
Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодию самостоятельно.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребё нка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.
Если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, окажется достаточно большой.
Только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.
Творческим потенциалом подрастающего поколения будет определяться эффективность продвижения человеческого общества по пути прогресса. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача поиска условий, способствующих максимальному развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого человека. Очень важно решать эту задачу в период дошкольного детства.
Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на средний и старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогают выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей.
Обшая характеристика
Эта методика создана А. В. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
- Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
- Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов.
Группа
Уч. год
Воспитатели
Интеллектуальная одаренность
Ф. и ребенка
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать
абстрактными понятиями
2. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к
классификации
3. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием
4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия
5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления
6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова
7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов
Итого: (Сосчитайте колич. плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности.
Группа
Уч. год
Воспитатели
Творческая одаренность
Ф, и ребенка
1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
3. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства)
4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи
7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов
8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Уч. год
Воспитатели
Академическая (научная) одаренность
Ф, и ребенка
1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас
5. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
7. Умеет делать выводы и обобщения.
8. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.)
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-
Группа
Учю год
Воспитатели
Художественно-изобразительная одаренность
Ф, и ребенка
1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций
2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь
3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток
4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды, в свободное время, без побуждения взрослых
6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства
7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Уч. год
Воспитатели
Музыкальная одаренность
Ф. и. ребенка
1. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
3. Хорошо поет.
4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение
8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Уч. год
Воспитатели
Литературная одаренность
Ф, и. ребенка
1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает
7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Уч. год
Воспитатели
Артистическая одаренность
Ф, и. ребенка
1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт
5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения
6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Любит игры-драматизации.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Уч. год
Воспитатели
Техническая одаренность
Фамилия, имя ребенка
1. Интересуется механизмами и машинами.
2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",
4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
8. Быстро и легко осваивает компьютер.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).
Группа
Учебный год
Воспитатели
Лидерская одаренность
Фамилия, имя ребенка
1. Инициативен в общении со сверстниками.
2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
3. Легко общается с детьми и взрослыми.
4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
5. Часто руководит играми и занятиями других детей.
6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).