МААМ-картинки

Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности

Лариса Кутырева
Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное – отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности.

Публикация «Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности» размещена в разделах

Практика показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:

1) личностные (формирование «внутренней позиции школьника»; действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами);

2) регулятивные (целеполагание (постановка учебной задачи); планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование предвосхищение результата; контроль; коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ действия); оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий);

3) познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа: синтеза, сравнения, сериации, классификации, установление причинно-следственных связей;

4) коммуникативные (умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении и др., умения действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями).

Основными средствами формирования предпосылок универсальных учебных действий являются игровые упражнения и вариативные игровые по формулировке учебные задания (найди, покажи, объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность и т. д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Игровое упражнение «Шкатулка Феи сказок»

Цель: формирование нравственных качеств.

Педагог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои разных сказок.

Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится.

Можно «спрятать в шкатулке героев одной сказки (например, «Снежная Королева»). Рассказать и изобразить хороших и плохих героев.

Игровое упражнение «Волшебный стул»

Цель: осознание уникальности и неповторимости каждого человека.

Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот волшебный стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.

Упражнение «Объясни пословицу»

Цель: формирование умения выделять нравственный аспект поведения.

Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь – дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит – нельзя спешить». А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую : «Семь раз отмерь, один отрежь».

Пословицы:

1. «Дело мастера боится».

2. «Всякий мастер на свой лад».

3. «На все руки мастер».

4. «Без труда и в саду нет плода».

5. «Каков уход, таков и плод».

6. «Больше дела – меньше слов».

7. «Всякий человек у дела познается».

8. «Без дисциплины жить – добру не быть».

9. «У кого сноровка, тот и действует ловко».

10. «Без начала нет конца».

11. «Без порядка толка нет».

12. «Без работы пряников не купишь».

13. «Глаза боятся – руки делают».

14. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».

15. «Без труда нет добра».

16. «Терпение и труд все перетрут».

17. «Будешь книги читать – будешь все знать».

18. «Дом без книги, что без окон».

19. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».

20. «Где ученье – там уменье».

21. «Ученье и труд вместе живут».

22. «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

23. «Почитай учителя, как родителя».

Упражнение «О вкусах не спорят»

Цель: осознание собственной уникальности и неповторимости.

Работа ведется в кругу. Ведущий просит участников по очереди ответить на следующие вопросы:

– твое любимое занятие. ,

– твой любимый цвет. ,

– твое любимое животное. ,

– твой лучший друг. ,

– я хочу быть. ,

– твоя любимая одежда. ,

– твое любимое время года. ,

– твой любимый герой. ,

– любимая игра и т. п.

В заключение делается вывод о неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Задание «Спутанные сказки»

Цель: формирование умения оценивать поступок с нравственно-этической стороны.

Ведущий:

– Оказывается, по-новому можно взглянуть на старые сказки, например на сказку «Три медведя». Почему мы считаем, что три медведя были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их завтрак? Давайте попробуем рассказать историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения медведей. Дети рассказывают сказку с точки зрения семейства медведей.

Ведущий:

– В сказке «Приключения Буратино» Буратино увел кукол у КарабасаБарабаса, издевался и насмехался над ним и в конце концов полностью разорил его. Расскажите эту историю с точки зрения Карабаса-Барабаса. Дети рассказывают сказку с точки зрения Карабаса-Барабаса.

Ведущий:

– Маленький мальчик, который кричал: «Волк!», имел немало проблем: никто из жителей города не верил ему. Переделайте эту историю и сделайте из мальчика героя. Дети переделывают сказку. Ведущий. Перескажите историю о трех маленьких поросятах с точки зрения голодного волка. Разыграйте ее. Дети выполняют задание.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Задание «Сделай, как покажу, или скажу»

Цель: формирование умений действовать по заданному правилу, навыков самоконтроля.

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

• квадрат из треугольников по заданному образцу;

• елочку из треугольников;

• узор из разных геометрических фигур;

• композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой : взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) – нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом.

Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку карточку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец:5 – красный, 4 – синий, 3 – желтый, 2 – коричневый, 1 – черный.

Игровое упражнение «Слово-секретик»

Цель: формирование навыков самоконтроля и саморегуляции; развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

Педагог:

– Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т. д.

Правила можно менять:

• Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].

• Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.

• Нельзя повторять названия животных.

• Нельзя повторять имена девочек.

• Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д.

Можно организовать игру с одновременным использованием двух правил, например:

• Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.

• Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

Задание «Два дела сразу»

(для читающих дошкольников)

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Педагог:

– Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и

про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:

• Произносить вслух каждое третье слово.

• Произносить вслух последнее слово в предложении.

• Произносить вслух все имена собственные.

• Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, нужно ему помочь, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игровое упражнение «Запрещенные слова»

(аналог русской народной словесной игры «В барыню»)

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Выбирается ведущий. (При ознакомлении с игрой роль ведущего берет на себя педагог).

Ведущий:

– Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, «ДА» и «НЕТ» не говорите, черное и белое не покупайте.

Затем начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

– Ты хочешь купить черное платье?

– Я хочу купить зеленое платье.

– Это будет бальное платье?

– Бальное.

– Твое зеленое платье должно быть длинным?

– Да. (Ой)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».

Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать вопросы, а с другой – развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много – это откровенная проверка внимания.

Например:

– Ты сегодня завтракал?

– Твоя прическа тебе нравится?

– Ты сегодня не опоздал в детский сад?

– Ты левша?

– Ты любишь кино?

Игровое упражнение «Разведчики»

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Материал: мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой.

Педагог:

– Кто первый желает проверить свою наблюдательность – пожалуйста, прошу к столу!

Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом.

Педагог:

– Что изменилось в расположении предметов? Какие из них были переложены?

Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Игровое упражнение «Топ-хлоп»

Цель: развитие внимания, памяти.

Педагог произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное – топают.

Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона – перелетная птица».

Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: развитие слухового восприятия, мышления.

Детям предлагается найти лишнее слово из предложенной серии слов :

– Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

– Секунда, час, год, вечер, неделя.

– Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

– Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

– Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

– Голубь, сорока, ворона, пингвин, ласточка.

Вариантов может быть множество.

Упражнение «Юные изобретатели»

Цель: развитие мышления, воображения.

Педагогом задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

Игровое упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие слухового внимания.

Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.

• Под ногами тихо трещали опавшие листья.

• Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

• Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

• На первое подали рыбий суп.

• Дети поют хором песня и др.

Задание «Нарисуй картину из палочек»

Цель: формирование умения схематически изображать предметы с помощью палочек, абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета.

Педагог одну за другой раздаёт карточки со схематическим изображением предметов (от простого к сложному). Дети выкладывают рисунки с помощью счётных палочек.

За каждую правильную фигуру – жетон.

Игровое упражнение «Четыре стихии»

Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Дети стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» – руки вниз, «вода» – руки вперёд, «воздух» – руки вверх, «огонь» – вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Темп упражнения постепенно ускоряется.

Задание «Слушай и исполняй»

Цель: развитие слухового внимания, памяти; формирование умения действовать по инструкции.

Ведущий называет несколько действий, но не показывая их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны изобразить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов, присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Игровое упражнение «Волшебный платок»

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Материал: большой однотонный платок, карточки с заданиями.

Ведущий раздает карточки с заданиями : с помощью платка нужно изобразить бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, морскую волну, больного и т. д.

Каждый из участников с помощью платка должен изобразить того персонажа, который указан на его карточке, остальные угадывают.

) Важно, чтобы каждый принял участие в игре. Ведущему нужно поощрять к участию робких, стеснительных ребят.

После проведения игры желательно провести обсуждение возникших чувств, которые испытали участники.

Упражнение «Рукавички»

Цель: обучение эффективной совместной деятельности.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.

Ведущий по залу разбрасывает рукавички. Дети берут одну рукавичку и ищут свою пару. Нужно как можно быстрее договориться с партнером, и совершенно одинаково раскрасить обе рукавички. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.

Задание «Тень»

Цель: формирование навыка взаимодействия с партнером.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Педагог стимулирует «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.

Задание «БОЛЬШОЙ PUZZLE»

Цель: развитие способности устанавливать контакт с партнерами, умения добиваться конечной цели, четко сформулированной.

Материал: большая красочная картина, разрезанная на множество мелких деталей (по числу играющих, или в 2-3 раза больше, чем участников).

Педагог раздает каждому участнику по 1-2-3 карточки. Задача группы – собрать общую картину.

Можно усложнить условия игры, ограничив время выполнения задания.

Можно провести игру в подгруппах, каждая из которых собирает свою картину.

Можно ввести запрет на вербальное общение.

Можно провести игру в 2 этапа: 1 этап – вербально, 2 этап – невербально.

Во время обсуждения участники делятся впечатлениями о том, что мешало и что помогало при выполнении задания.

Используемые источники:

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т. В. Ананьева – СПб: Детство-Пресс, 2011.

2. Артишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников / И. Л. Артишевская. – М. : Книголюб, 2009.

3. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе, 4-е изд., перераб. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова – СПб. : Питер, 2009.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в ДО как одно из эффективных средств формирования у дошкольников предпосылок к УУД МДОБУ «Кудровский ДСКВ №1» Подготовил и провёл: Хозина Елена Александровна. Шпаргалка по проектной деятельности. Организация проектной.

Проблема развития способности к саморегуляции учебной деятельности в период от младшего школьного к подростковому возрасту Любые изменения в политической и экономической жизни влекут за собой перемены в социальной жизни людей. Это естественным образом отражается.

Диагностика: упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Лексическая тема «Грибы». Упражнения и задания для детей дошкольного возраста Сейчас время грибо) Я точно видела много грибников с ведерками грибов) Если вдруг вы отправитесь в лес за грибами - можно совместить приятное.

Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование Cодержание I. Актуальность…. 3 II. Цель, задачи…. 4 Предполагаемый результат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности
Опубликовано: 30 октября 2019 в 18:45
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания и упражнения для развития предпосылок учебной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кутырева (УИ 1127121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД