Воротева Елизавета Игоревна
Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников
Теоретический анализ исследований дает нам право рассматривать универсальные учебные действия, как совокупность «актов», направленных на учение, освоение учебной деятельности и на этой основе приобретения нового социального опыта.
Публикация «Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
«Предпосылки к какой-либо деятельности – различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире» .
В исследованиях (С. А. Козлова, Т. А. Куликова [26] и др., изучающих процесс развития универсальных учебных действий, определены четыре их вида : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Соответственно им выделяют и предпосылки универсальных учебных действий, формирующиеся на дошкольной ступени образования.
Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий – это владение дошкольником следующими навыками и умениями: устанавливать дружеские отношения; общаться, как со своими сверстниками, так и со взрослыми; вставать на позицию другого, учитывая его мнение и точку зрения; высказывать свое мнение, чувства и мысли; включаться в коллективную деятельность, сотрудничать; решать конфликты мирным путем.
Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают самостоятельную организацию будущими школьниками своей деятельности. Дети могут понимать цель действия, задания, которое им необходимо выполнить; уметь прогнозировать и планировать; осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности; подчинять свои действия определенным правилам, что предполагает сформированную волевую саморегуляцию.
Предпосылки познавательных универсальных учебных действий – это операциональная сторона умения учиться. Будущие первоклассники могут осуществлять поиск, выделение нужной информации и извлечение необходимых знаний. У них сформированы все необходимые мыслительные операции: умение обобщать, анализировать, классифицировать, сравнивать, осуществлять синтез и сериацию. Они могут устанавливать причинном следственные связи.
Предпосылки личностных универсальных учебных действий представляют собой мотивационную и эмоциональную стороны личностного развития. Заключается это в том, что у ребенка сформирована адекватная самооценка, представления о себе, обладает морально-нравственными качествами и умеет организовывать свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Уровень подготовленности ребенка к школьному обучению в предшкольный период и правильно сформированные предпосылки универсальных учебных действий определят успешность в освоении им школьной программы.
К концу дошкольного возраста происходят значительные изменения в разных сферах личности ребенка. Для настоящего исследования интерес представляют изменения, связанные с развитием познавательных процессов, желанием и стремлением заниматься новыми делами, более сложными.
Старшие дошкольники играют практически во все виды игр, которые можно обнаружить у детей до поступления в школу. Так в современной дошкольной педагогике приняты разные классификации игр, одна из них представлена следующим образом :
Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);
Игры с правилами [25, с. 135].
Игры с правилами – особая группа игр, направленных для реализации необходимых задач в обучении и воспитании детей, оказывающих значительное влияние на формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников. Все игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий и характеризуются следующими особенностями:
В игре всегда есть игровой замысел или игровая задача, которые реализуются только через игровые действия. Из замысла и действий формируется содержание игры. Игровая задача формулируется взрослым, отражает цель обучения и мотивирует детей на игровую деятельность. Игровые действия представлены в виде отдельных элементов игровой деятельности. Разнообразие игровых действий обеспечивает интерес детей к игре.
Действия и отношения играющих регулируются правилами. Правила игры необходимы как для управления игровой деятельностью и игровой задачей, так и для решения задач по формированию личности ребенка.
Правила игры и ее содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и производить игру.
В замысле, действиях и правилах заключено воспитательно-образовательное содержание игры.
Подведение итогов является обязательным компонентом игры. В конце игры делается акцент на достижения каждого ребенка, обязательно подчеркиваются успехи отстающих детей.
Рассмотрим структурные компоненты игры с правилами: замысел (задача, игровые действия, правила и результат. А также определим, как эти компоненты обеспечивают развитие умений, необходимых для формирования универсальных учебных действий.
Игровой замысел отражается названием игры, игровой задачей, решение которой необходимо найти в игре. Характер игровой задачи игры с правилами определяет ее вид : дидактическая игра (настольно-печатная, предметная, словесная) и подвижная игра (по степени подвижности и обучающей задаче) .
Игровой замысел (задача) определяет познавательный характер игры, определяет, каким должен быть уровень и объем знаний играющих, и какова последовательность игрового действия. Игровые задачи могут быть самые разные. В дидактических играх: определить, каких предметов меньше или больше, сравнить их, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. д. ; в подвижных:
Пробежать с ускорением, меняя направление, проползти на четвереньках и т. д.