Наталья Шишова
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Cодержание
I. Актуальность…. 3
II. Цель, задачи…. 4
Предполагаемый результат
III. Диагностика уровня формирования предпосылок учебной деятельности…4
IV. План работы….4
Литература
I. Актуальность темы.
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Публикация «„Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников“, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования.
ФГОС ДО также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
II. Цель:
Сформировать мотивацию к учебной деятельности у детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;
3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;
4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.
5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.
Предполагаемый результат :
B процессе систематической работы по формированию предпосылок учебной деятельности, к началу школьного обучения у детей будет
-сформирован познавательный интерес;
- дети научатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-развито умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-сформировано умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-смогут сознательно подчинять свои действия правилу;
- развито умение самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
-научатся контролировать свои действия;
-сформировано умение взаимодействовать со сверстниками.
К концу дошкольного периода у ребенка появится способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
III. Диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.
Оценивался:
1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей);
2) уровень произвольности воспитанников;
3)уровень развития коммуникативных навыков.
Для определения уровня развития предпосылок детям предложены различные игровые задания:
«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.
Качество выполненного задания определяется по трем показателям :
Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;
Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.
Результаты диагностики в начале учебного года :
С высоким уровнем развития мыслительных операций - 30% детей,
средний уровень отмечен у 25% ,низкий уровень – 45%;
высокий уровень произвольности отмечен у 12%, средний уровень у 27%, низкий уровень у 51%;
высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень у 62%, низкий у 15%.
Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.
IV. План работы по теме:
Месяц Содержание работы с детьми Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями
Сентябрь-октябрь 1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
2. Загадки, задачки - шутки, лабиринты.
3. Прогулка к зданию школы.
4. Знакомство с азбукой
(совместная деятельность с детьми) Тренинг «Создание предметно – развивающей среды подготовительной группы, обеспечивающей проявление самостоятельности и творческой инициативы каждого ребёнка» Родительское собрание «Скоро в первый класс»
Ноябрь 1. Д/и на обозначение предметов.
2. Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).
3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», «Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п).
4. Экскурсия в школу. Практикум по составлению картотеки игр для развития логического мышления для детей старшего дошкольного возраста
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»
Декабрь 1. Д/и «Найди такой же узор» и т. п.
2. Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).
4. Рисование на тему «Я и моя школа». Семинар-практикум для педагогов «Игровые упражнения, направленные на умения классифицировать» Консультация «Роль развития самостоятельности, как важного фактора в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников»
Январь 1. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).
2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов.
3. Беседа «Интервью с первоклассником». Памятка «Способы развития у детей контроля и самоконтроля». Педагогическая библиотека для родителей «На пороге школы»
Февраль 1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», «Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).
2. Умозаключения по аналогии.
3. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Проведение мастер-класса для педагогов «Организация дидактических игр математического содержания, как показателя мыслительных способностей детей».
Аудиозаписи бесед с детьми «Интервью с первоклассником»
Март 1. Задачи на поиск недостающих фигур
2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.
3.«Приключения портфеля»
(сюжетно-ролевая игра) Оформление сборника консультаций для родителей «Готовность к школе»
Видеофрагменты организации учебных видов деятельности
Апрель 1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,
«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.
2. Схематизация и моделирование
Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,
«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.
3. Беседы о школе «На уроках». Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.
Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.
Май 1. Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
2. Рисование «Я и моя школа» Выступление на педагогическом совете «О результатах
работы по теме»
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»
Литература:
- Безруких, Готов ли ребенок к школе. - М. : Дрофа, 2007.
- Анищенко, Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.
-Безруких, Готов ли ребенок к школе? Текст. / М. : Издат. центр Вентана-Граф, 2005.
-Давыдов, В. В., Маркова Предпосылки учебной деятельности школьников. Текст. / Вопросы психологии. -1981.-№6.
-Подготовка детей к школе в детском саду. /, Буре P. C. и др. Текст. /Под. ред., . М. : Педагогика.
-Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, М. : Просвещение, 1990.