Лучший педагог года

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование

Наталья Шишова
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы

Cодержание

I. Актуальность…. 3

II. Цель, задачи…. 4

Предполагаемый результат

III. Диагностика уровня формирования предпосылок учебной деятельности…4

IV. План работы….4

Литература

I. Актуальность темы.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Публикация «„Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников“, Самообразование» размещена в разделах

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования.

ФГОС ДО также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

II. Цель:

Сформировать мотивацию к учебной деятельности у детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;

4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.

Предполагаемый результат :

B процессе систематической работы по формированию предпосылок учебной деятельности, к началу школьного обучения у детей будет

-сформирован познавательный интерес;

- дети научатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

-развито умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-сформировано умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-смогут сознательно подчинять свои действия правилу;

- развито умение самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

-научатся контролировать свои действия;

-сформировано умение взаимодействовать со сверстниками.

К концу дошкольного периода у ребенка появится способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

III. Диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.

Оценивался:

1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей);

2) уровень произвольности воспитанников;

3)уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения уровня развития предпосылок детям предложены различные игровые задания:

«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.

Качество выполненного задания определяется по трем показателям :

Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

Результаты диагностики в начале учебного года :

С высоким уровнем развития мыслительных операций - 30% детей,

средний уровень отмечен у 25% ,низкий уровень – 45%;

высокий уровень произвольности отмечен у 12%, средний уровень у 27%, низкий уровень у 51%;

высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень у 62%, низкий у 15%.

Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

IV. План работы по теме:

Месяц Содержание работы с детьми Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями

Сентябрь-октябрь 1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2. Загадки, задачки - шутки, лабиринты.

3. Прогулка к зданию школы.

4. Знакомство с азбукой

(совместная деятельность с детьми) Тренинг «Создание предметно – развивающей среды подготовительной группы, обеспечивающей проявление самостоятельности и творческой инициативы каждого ребёнка» Родительское собрание «Скоро в первый класс»

Ноябрь 1. Д/и на обозначение предметов.

2. Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).

3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», «Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п).

4. Экскурсия в школу. Практикум по составлению картотеки игр для развития логического мышления для детей старшего дошкольного возраста

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»

Декабрь 1. Д/и «Найди такой же узор» и т. п.

2. Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему и т. п).

4. Рисование на тему «Я и моя школа». Семинар-практикум для педагогов «Игровые упражнения, направленные на умения классифицировать» Консультация «Роль развития самостоятельности, как важного фактора в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Январь 1. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов.

3. Беседа «Интервью с первоклассником». Памятка «Способы развития у детей контроля и самоконтроля». Педагогическая библиотека для родителей «На пороге школы»

Февраль 1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», «Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).

2. Умозаключения по аналогии.

3. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Проведение мастер-класса для педагогов «Организация дидактических игр математического содержания, как показателя мыслительных способностей детей».

Аудиозаписи бесед с детьми «Интервью с первоклассником»

Март 1. Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3.«Приключения портфеля»

(сюжетно-ролевая игра) Оформление сборника консультаций для родителей «Готовность к школе»

Видеофрагменты организации учебных видов деятельности

Апрель 1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.

2. Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

3. Беседы о школе «На уроках». Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.

Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми.

Май 1. Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2. Рисование «Я и моя школа» Выступление на педагогическом совете «О результатах

работы по теме»

Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»

Литература:

- Безруких, Готов ли ребенок к школе. - М. : Дрофа, 2007.

- Анищенко, Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.

-Безруких, Готов ли ребенок к школе? Текст. / М. : Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

-Давыдов, В. В., Маркова Предпосылки учебной деятельности школьников. Текст. / Вопросы психологии. -1981.-№6.

-Подготовка детей к школе в детском саду. /, Буре P. C. и др. Текст. /Под. ред., . М. : Педагогика.

-Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, М. : Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности Актуальность: На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка – является одной из задач ФГОС. Ребёнок.

Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности. Основной вид деятельности.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.

Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России» Елена Виноградова План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами.

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 10:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД