Баглаева Алина Александровна
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
для обучающихся с ОВЗ
(ТМНР 1 ступень)
«Дорогою открытий и добра»
Воспитатель ГПД №5
Баглаева. А. А
г. Петропавловск-Камчатский
2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…
2. Организация работы по реализации программы
3. Планируемые результаты освоения программы
Публикация «Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (Тмнр 1 ступень) „Дорогою открытий и добра“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
4. Содержание внеурочной деятельности
4.1 Нравственное направление
4.2 Общекультурное направление
4.3 Спортивно-оздоровительное направление
4.4 Социальное направление
5. Досугово-развлекательная деятельность
6. Методическое обеспечение программы
7. Литература
8. Приложение 1
Карты педагогического исследования динамики развития универсальных учебных действие
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников с ТМНР.
Основной целью обучения и воспитания детей с ОВЗ является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, а также правильная организация деятельности. Процесс воспитания и образования направлен и на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации, и коррекции нарушения присущих конкретной категории обучающихся.
Данная программа учитывает особенности развития личности обучающихся с ОВЗ. Программа составлена с учётом психологических и индивидуальных особенностей детского коллектива и с учётом направлений воспитательной работы ФГОС с ОВЗ. Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе отечественной культуры.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению организовать своё свободное время c минимальной помощью взрослого. Каждый вид внеклассной деятельности : творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Нормативно-правовой и методологической основой комплексной программы внеурочной деятельности являются :
• Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
• Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации №1598 от 19.12.2014 года «Об утверждении ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ»;
• Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации №1599 от 19.12.2014 года «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» Сан ПиН2.4.2.3286-15
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
• Образовательная программа КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности :
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи программы :
• Формировать у учащихся класса навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;
• Формировать у детей потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
• Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребёнка;
• Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
• Формировать творческое воображение, любознательность;
• Развивать познавательный интерес, самостоятельность
Принципы программы :
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основные направления работы:
• Нравственное
• Общекультурное
• Спортивно-оздоровительное
• Социальное
Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:
Г - гражданственность
А - артистизм
Р - разумность
М - мировоззрение
О - организованность
Н - нравственность
И - интеллект
Я - личность
В ОУ созданы все условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования.
2. Организация работы по реализации программы
Срок реализации программного материала – 1 год Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Продолжительность одного занятия не более 40 мин.
Внеурочная работа : (33 учебные недели)
Направление Общее
кол-во часов Вид деятельности
Нравственное 1 Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.
(Баглаева А. А)
Социальное
1 Социально бытовая ориентировка, самообслуживание. (Баглаева А,А)
Общекультурное 3 Развитие ручной моторики.
(Баглаева А,А)
Художественное творчество.
(Баглаева А,А)
Спортивно-оздоровительное
Игры на развитие коммуникации. (Баглаева А,А)
Досугово- развлекательная деятельность (Баглаева А,А)
Итого: 5/165 часов
Основные формы работы:
• Беседы
• Конкурсы
• Викторины
• Экскурсии
• Кружки
• Ролевые игры
• Праздники
• Практические занятия
• Круглые столы
Недельная циклограмма ГПД №5
на 2017-2018учебный год
Дни недели Занятия по направлениям Питание
Понедельник
Баглаева А. А
Социально бытовая ориентировка, самообслуживание. Ежедневно
полдник
15.30 – 16.00
Вторник
Баглаева А. А
Развитие ручной моторики.
Музыкальный час.
Среда
Баглаева А. А
Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.
Четверг
Баглаева А. А
Федорина Т. А.
Развитие ручной моторики.
«Умелые руки»
Пятница
Баглаева А. А
Художественное творчество.
3. Планируемые результаты освоения программы
Программа нацелена на достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний в ходе взаимодействия с учителем, как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
В ходе реализации модели внеурочной деятельности у обучающихся с ТМНР 1 ступени (7-9 лет) могут быть достигнуты следующие результаты:
• имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения, сформировано умения находиться в коллективе;
• подчиняют свое поведение правилам совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.
• владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда,
• развиты начальные механизмы творческого воображения,
• имеют начальные представления о сохранении своего здоровья,
• иметь первоначальное представление о профессиях.
4. Содержание внеурочной деятельности
4.1. Нравственное направление
• Формирование представлений о нормах социального взаимодействия.
• Формирование представлений о социальном окружении,социальной реальности и повседневной жизни и осмыслении своего места в нём.
• Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.
Работа направлена на воспитание чувства уважения к окружающим, осмысление ответственности за свои действия, поступки, взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Цель – развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
• формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;
• формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
• развитие нравственных качеств личности;
• воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
• формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;
• формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
• формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
• освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;
• воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания
Возможные предметные результаты освоения направления программы включают следующие умения:
• соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
• обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др. ;
• взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
• оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу.
Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :
• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
• развитие нравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма;
• развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций.
4.2. Общекультурное направление
• Развитие творческих способностей обучающихся
• Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
4.2.1Развитие ручной моторики
Содержание раздела направленно на формирование и развитие мелкой моторики у ребё нка: координация действий ребёнка, направленная на выполнение точных, мелких движений кистями и пальцами рук, необходимых для выполнения ежедневных социально-значимых, бытовых и учебных действий.
Цель: Обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям
Задачи:
• формирование произвольности и целенаправленности движений
• развитие статической координации движений (пальчиковая гимнастика)
• развитие координированных графических движений : скручивание, раскручивания, сматывание, разматывание, завязывание, развязывание, открывание, закрывание, выкладывание, раскладывание.
4.2.2Художественное творчество
Содержание раздела направлено на формирование процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через занятия продуктивными видами деятельности. Работа осуществляется в ходе специально организованных занятий по изобразительной деятельности : рисование и лепка, аппликация, а также в процессе индивидуальной коррекционной работы.
Цель раздела : формирование активного интереса к окружающему миру и предоставление возможности отражать впечатления, полученные в повседневной жизни через продукт самостоятельной деятельности.
Задачи:
• знакомить с основными правилами работы с материалами и инструментами - учить передавать в лепных, аппликационных, художественных работах внешние признаки предмета (форма, величина, цвет, соотношение частей по размеру и взаимному расположению).
• учить выполнять работу по образцу, слову и замыслу.
• совершенствовать координации движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию
• воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
• владеть безопасными способами работы с материалами и инструментами, необходимыми для художественного творчества;
• соотносить объемное и плоскостное изображение с реальными предметами;
• ориентироваться на листе бумаги, знать где середина, право- лево, верх- низ фиксировать это в речевых высказываниях;
• уметь выполнить наклеивания готовых форм, видеть конечный результат (предмет)
• давать оценку результатам своей работы, сравнивать её с образцом, пользуясь словами (верно-неверно, такой-не такой)
• использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках;
Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :
интерес к собственной творческой деятельности и деятельности сверстников;
• получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
• развитие зрительного и тактильного восприятия;
• приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;
• приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.
4.3 Спортивно – оздоровительное (Прогулки)
• Оздоровительная деятельность
•Досугово - развлекательная деятельность
•Усвоение правил здорового образа жизни, самостоятельное выполнение гигиенических процедур.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.
Работа осуществляется в процессе индивидуальной коррекционной работы, в ходе занятий по другим разделам, а также в ходе проведения прогулки, режимных моментов и в свободной игровой деятельности.
Возможные предметные результаты освоения направления программы включают следующие умения:
• уметь последовательно одеваться, раздеваться,
• уметь переодеваться на прогулку, вешать одежду в шкаф,
• уметь самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, после туалета, вытираться своим полотенцем;
• знать предметы гигиены и место хранения;
• воспроизводить практические действия, необходимые для наведения порядка в своих шкафах, игровом уголке и на рабочих столах;
• выполнять самостоятельно поручения воспитателя.
Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :
• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного внешнего вида и порядка в помещении;
• развитие волевых качеств, доведения начатого дела до конца, проявление волевых усилий;
• развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций.
4.5. Досугово - развлекательная деятельность
Содержание раздела направлено на приобщение к искусству, к звукам природы, к красоте окружающего мира. В процессе работы формируются сенсорные, моторные, речевые и мыслительные способности. Разнообразные виды занятий и свободного творчества развивают воображение, память, внимание.
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях, раскрытие и реализация творческого потенциала обучающихся
Задачи:
• приобщить к коллективной досуговой деятельности.
• формировать практические навыки участия в праздничных программах, навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Возможные предметные результаты освоения раздела направления программы включают следующие умения:
• знать названия праздников
• знать нормы поведения
• знать и выполнять правила поведения в играх, на праздниках
• уметь взаимодействовать в процессе игр со взрослыми и сверстниками
Возможные личностные результаты освоения раздела в рамках направления программы включают :
• интерес к досуговым мероприятиям и желание участвовать в них.
• проявление творческой индивидуальности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воловик А. Ф. Педагогика досуга. - М., 1998.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно- эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02. – М., 2002.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009.-23 с.
7. Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М. Просвещение,1996.
8. Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. -М. ,2000.
9. Огородников А. А. Учебно-воспитательная работа в ГПД. – М. ,1989.
10. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей, под ред. Е. Д. Худенко. - М. :АРКТИ, 2007.
11. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/под ред. Е. Н. Степанова. -М. ,2000.
12. Продленный день в школе: режим и организация досуга. -М., 1991.
13. Ромашкова Е. И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. -М. ,2002.
14. Сапожникова Р. Г. Гигиена и обучение в школе-М. :Педагогика,1989.
15. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М., 2002.
16. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня /под. ред. Г. Г. Манке. - М. ,1998
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
18. Шмаков С. А. Нестандартные праздники в школе. - М. ,2012.