Ольга Алексеевна Мошкоркина
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад п. Пустоши»»
Шатурского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора от___№___
Рабочая программа
для младших школьников
по духовно- нравственному направлению
«Родное слово»
Публикация «Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению „Родное слово“ для учащихся 1 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
1 класс
(составлена на основе авторской программыЛ. А. Ефросининой
Сборник программ по внеурочной деятельности :1-4 классы)
Составитель программы :
Мошкоркина О. А.
п. Пустоши 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Родное слово» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М. :Вентана-Граф,2011.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является одним из основных требований ФГОС и важным условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности : слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа внеурочной деятельности способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Программа учитывает основные задачи развития образования :
- интеграция занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.
-учить хорошей речи, устной и письменной Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
- организация активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год (всего 33 часа).
Уровень образования школьников: 1 - 4 классы
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Родное слово» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности : говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
6. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
• системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
• этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает системно-деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности :
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т. д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
• словесные (устное или печатное слово);
• наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
• репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
• проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
• создание ситуации успеха в обучении;
• использование игр и игровых форм организации деятельности;
• учебные дискуссии;
• творческие задания;
• постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
• устный контроль;
• письменный контроль;
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
• проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
• упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
• задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
• упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
• вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
• развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
• своевременное развитие активного восприятия художественного слова
Форма учебной работы: факультативная.
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность. Просмотр и анализ спектаклей драматического театра открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык, совершенствуют навык выразительного чтения; вовлекают детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. (социальные партнёры)
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
2. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
4. Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
5. Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
6. Что такое метаграммы?
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
9. Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
10. Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
11. Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.
13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
14. Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
17. Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
18. Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
21. Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
25. О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
26. О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары
28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
30. Волшебное слово предлог.
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
32. Учимся различать слова разных частей речи.
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания : точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приё мами слушания: фиксировать тему (заголовок, ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ожидаемые результаты прохождения курса:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; участие в городских и региональных олимпиадах.
Тематическое планирование.
№ Название раздела,
тема занятия Кол-во часов Практическое занятие Урок-игра
1 Речь устная и письменная 1 1
2 Что такое слово? 1 1
3 В мире звуков 1 1
4 Игротека 1 1
5 Звуки и буквы – не одно и то же 1 1
6 Что такое метаграммы? 1 1
7 Жили - были гласные и согласные 1 1
8 Игротека 1 1
9 Волшебник Ударение. 1 1
10 Такие разные согласные 1 1
11 Такие разные, разные согласные 1 1
12 Игротека 1 1
13 Русские народные загадки 1 1
14 Зачем шипят шипящие? 1 1
15 Познакомьтесь: алфавит! 1 1
16 Игротека 1 1
17 Привет, пословица! 1 1
18 Поговорим о предложении 1 1
19 Еще немного о предложении 1 1
20 Игротека 1 1
21 Знакомимся с анаграммами 1 1
22 Что такое текст? 1 1
23 Что мы пишем с большой буквы? 1 1
24 Игротека 1 1
25 О безударных гласных 1 1
26 О парных звонких и глухих согласных 1 1
27 Слова - приятели 1 1
28 Игротека 1 1
29 Слова – неприятели 1 1
30 Волшебное слово предлог 1 1
31 Что за зверь такой фразеологизм? 1 1
32 Учимся различать слова разных частей речи 1 1
ИТОГО 32 25 7
Клендарно-тематическое планирование.
№ Название раздела,
тема занятия Кол-во часов Дата проведения
план факт.
1 Речь устная и письменная 1
2 Что такое слово? 1
3 В мире звуков 1
4 Игротека 1
5 Звуки и буквы – не одно и то же 1
6 Что такое метаграммы? 1
7 Жили - были гласные и согласные 1
8 Игротека 1
9 Волшебник Ударение. 1
10 Такие разные согласные 1
11 Такие разные, разные согласные. 1
12 Игротека 1
13 Русские народные загадки 1
14 Зачем шипят шипящие? 1
15 Познакомьтесь: алфавит! 1
16 Игротека 1
17 Привет, пословица! 1
18 Поговорим о предложении 1
19 Еще немного о предложении 1
20 Игротека 1
21 Знакомимся с анаграммами 1
22 Что такое текст? 1
23 Что мы пишем с большой буквы? 1
24 Игротека 1
25 О безударных гласных 1
26 О парных звонких и глухих согласных 1
27 Слова - приятели 1
28 Игротека 1
29 Слова – неприятели 1
30 Волшебное слово предлог 1
31 Что за зверь такой фразеологизм? 1
32 Учимся различать слова разных частей речи 1
Контрольно – измерительные материалы:
1 класс : Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.
Методика проводится в конце учебного года в форме показа инсценировки знакомой сказки.
Промежуточные результаты освоения программы выявляются в ходе проведения следующих творческих работ:
1 класс
Инсценирование знакомых сказок
Подведение итогов освоения программы дополнительного образования детей проводится в следующих формах:
1 класс
Конкурс загадок и пословиц
Диагностика: степень участия учащихся в мероприятиях по данному направлению, наблюдение, социологический опрос, мониторинг, собеседования, отзывы родителей.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
3. Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1975.
5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Педагогика, 1983.
6. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1982.
7. Соловейчик М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
8. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. -М: Баллас, С-Инфо, 1996.