Рылова Надежда
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся школы-интерната «Юные патриоты России»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Юные патриоты России» составлена на основе «Концепции духовно- нравственного воспитания личности гражданина России», Данилюк А. Я. Кондаков А. М, - М. Просвещение, 2009, и программы С. В. Сабина «Я – гражданин России».
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
-Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников : методический конструктор» П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Задачи:
Обучающие:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
Воспитательные:
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
Развивающие:
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Описание программы :
Содержание учебного курса построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, участие в акциях, проекты, экскурсии и виртуальные экскурсии.
Форма организации работы по программе : коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
• Беседы
• Сообщения
• Литературно – музыкальные композиции
• Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия:
• Творческие конкурсы
• Викторины
• Интеллектуально-познавательные игры
• Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
• Заочные (виртуальные) путешествия
• Акции благотворительности, милосердия
• Творческие проекты.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются :
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Режим занятий: Курс внеурочной деятельности «Юные патриоты России» реализуется во 2 половине дня, после уроков, согласно расписанию, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Всего 33 занятий.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы курса «Юные патриоты России» формируются:
Метапредметные:
Познавательные базовые учебные действия:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД :
умение общаться с другими людьми
— детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Предметные:
В результате освоения курса обучающиеся научатся:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах, наши праздники;
рассказывать о родной стране, своем городе;
различать символы государства, флаг, герб России и флаг, герб Кировской области
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей.
Личностные:
социализация личности;
формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
развитие творческого потенциала ученика;
воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
воспитание интереса к творческой деятельности;
формирование гражданского отношения к Отечеству;
бережное отношение к духовным ценностям
Учебно - тематический план
№ тема Всего часов теория практика
1 Россия – родина моя. 17
2 «Если скажут слово родина…» 7
3 Экологические тропы России. 9
Всего 33 занятия
Содержание программы.
1. Россия – родина моя.
1.1Вводное занятие. Ключевые понятия курса. Символика Российской Федерации.
На занятии дети узнают о понятиях: патриотизм, патриот, Российская Федерация, родина, герб, флаг, гимн.
Формы организации занятия: теоретические: беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала; практические: индивидуальная творческая деятельность «Раскрасим «Символы России».
1.2. Урок толерантности: «Россия многонациональная страна».
На занятии дети узнают о многочисленных народах РФ, о понятии «толерантность».
Формы организации занятия: теоретические: беседа, просмотр и обсуждение презентации: «Россия многонациональная страна»; практические: Тест: «Толерантен ли ты?»; КТД: «Памятка толерантного человека»; Вместе нарисуем Символ толерантности.
1.3. Обычаи и традиции народов России.
На занятии дети познакомятся с традициями русских, татар, марийцев, украинцев, цыган. Обсуждение стихотворения В. Степанова «Российская семья».
Формы организации занятия: теоретические: беседа; практические: творческое дело: раскрасим национальные костюмы народов России, живущих в нашем районе.
1.4. Москва – столица нашей родины. История столицы.
Формы организации занятия: теоретические: беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала.
1.5. Виртуальное путешествие по Москве: Памятник Юрию Долгорукому; Красная площадь.
Формы организации занятия: теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: КТД: Коллаж Красная площадь.
1.6. Храмы и соборы Москвы.
На занятии дети узнают о понятии вера, христианство, мусульманство, католичество. Познакомятся с историей создания храмов и соборов Москвы.
Формы организации занятия: теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: КТД: рисование «Храмы России глазами детей».
1. 7 Виртуальное путешествие по Москве: Останкинская башня и метро.
На занятии дети познакомятся с особенностями телевизионного вещания и новым для них видом транспорта: метро, правилами поведения на различных видах общественного транспорта.
Формы организации занятия: теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: просмотр и обсуждение презентации: «Вежливый пассажир».
1.8. Виртуальное путешествие по Москве: Зоопарк; Театр имени Дурова.
Формы организации занятия: теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: доклад - пересказ отрывков из книги «Театр зверей дедушки Дурова» Н. Дурова издательство «Книга за книгой».
1.9. Итоговое занятие по теме: «Мы гордимся тобой Москва!»
Формы организации занятия: Литературно - музыкальная композиция. Викторина.
1.10. Наши права и обязанности.
На занятии дети познакомятся с понятиями: Конвенция ООН, Конституция РФ; права, свободы, обязанности. А так же познакомятся с Уставом школы и правилами поведения в школе.
Формы организации занятия: теоретические: беседа: «Конвенция о правах детей через призму сказок»; практическая: КТД: Памятка «Правила поведения в школе».
1.11. Президент РФ В. В. Путин.
На занятии дети познакомятся с биографией В. В. Путина, его позициями по отношению к патриотическому воспитанию, к спорту, к труду, к людям разных национальностей, вероисповеданий,детям и к молодёжи.
Формы организации занятия: теоретические: беседа: «Человек, которому можно подражать…»; практические: Сочинение: «Письмо президенту».
1.12. Государственные праздники РФ.
На занятии дети познакомятся с традициями основных государственных праздников.
Формы организации занятия: теоретические: беседа, показ и обсуждение презентации. Практические: рисование на тему: «9 мая День победы!».
1.13. «Моя родина сострадательная, терпеливая, добрая».
Формы организации занятия: литературно - музыкальная композиция; викторина.
1.14. Великие полководцы России.
На занятии дети познакомятся с великими полководцами Руси и современности: князь Святослав, Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Иван Конев, Георгий Жуков.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
1.15. Россия – космическая держава.
На занятии дети познакомятся с космическими объектами (с использованием тематических открыток); с именами первооткрывателей космоса: Циолковский, С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
Творческие конкурсы: Собери ракету из модулей; конкурс загадок о космосе.
1.16. Россия спортивная страна!
Дети узнают о крупных соревнованиях, организуемых в нашей стране – олимпиадах, чемпионатах Мира, великих спортсменах зимних и летних видов спорта.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
1.17. Декоративно - прикладное творчество России.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
КТД: рисование на тему: «Золотая хохлома».
2. «Если скажут слово родина…»
2.1. Понятие: «Моя малая родина…»
На занятии дети познакомятся с понятием малая родина, вспомнят свои адреса, расскажут о своих населённых пунктах; узнают о понятиях родословная, семья, фамилия.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций, доклад домашнее задание: «История моей фамилии»; КТД: «Моя родословная».
2.2. Кировская область: герб, города, природа.
На занятии дети познакомятся с историей областного центра городом Кировым, гербом области и его символическим значением, городами Кировской области, картой, природой.
Формы организации занятия: беседа (использование иллюстраций, рисование на тему: «Моя улица».
2.3. Город Слободской и его окрестности.
На занятии дети познакомятся с историей города Слободского и района Первомайский.
Формы организации занятия: беседа древний город Слободской; былинный Первомайский. (с использованием иллюстраций и художественного слова).
2.4 Город Слободской и его окрестности.
Пгт. Вахруши, село Успенское.
На занятии дети познакомятся с историей возникновения пгт. Вахруши и с окрестностями и историей села Успенского.
Формы организации занятия: беседа, экскурсия с показом иллюстраций и портретов знаменитых людей села Успенского.
2.5. «Чем знаменито Дымково?-
Игрушкою своей…»
На занятии дети познакомятся с Вятским народным промыслом: дымковской игрушкой и её историей. Формы организации занятия: беседа; чтение и обсуждение отрывков рассказа вятского писателя Владимира Крупина «Дымка» КТД: раскрасим Дымковскую игрушку.
2.6. Писатели и поэты Вятки – детям.
На занятии дети познакомятся с биографией и произведениями писателей друзьями, чьи произведения вошли в классику русской литературы вятским писателем Владимиром Крупиным с его книгой «Детство… оно навсегда» (с рассказом «Отец я ещё здесь») и поэтом Анатолием Гребневым с его книгой»Если пристальней в детство вглядеться…»(стихотворение «Бабушка»; отрывки о малой родине из поэмы «Бессмертник»).
Форма занятия: Литературно – музыкальные композиции.
2.7. Всемирно известные земляки.
На занятии дети познакомятся с биографией Бакулева А. Н., Бехтерева В. М. ; Шишкина И. И. и его работами; Чайковского П. И. и прослушают его произведение отрывок из балета «Щелкунчик», Шаляпина Ф. И.,
Лиханов А. А., Крупин В. Н.
Формы организации занятия: беседа с показом иллюстраций, портретов, прослушиванием произведений.
3. Экологические тропы России.
3.1. Что такое экология? Основные заповеди юного эколога.
На занятии дети познакомятся с понятиями: экология, природа, заповедники. Знакомство с календарём юного эколога, основными заповедями юного эколога.
Формы организации занятия: беседа с показом иллюстраций, брошюр, с использованием цитат о природе и экологии.
3.2. Храм природы- русский лес.
На занятии дети познакомятся с экосистемой6 лес. Вспомнят названия деревьев, кустарников, трав, грибов и ягод наших лесов. Познакомятся с обитателями леса.
Форма организации занятия: беседа, показ презентации: «Русский лес», викторина, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
3.3. Белая берёза неофициальный символ России.
Расширять и систематизировать знания детей о березе, как символе России.
Формы работы: беседа, литературно – музыкальные композиции, викторина, работа с пословицами и загадками о берёзе.
3.4. Бескрайние поля и луга России.
Знакомство с экосистемами поля и луга.
Формы работы: беседа, просмотр и обсуждение презентации.
3.5. Охрана водоёмов в России.
Знакомство с экосистемами рек, озёр, морей и их охраной. Значение воды в жизни человека.
Формы работы: беседа, просмотр и обсуждение презентации.
3.6. Красная книга России.
Знакомство с Красной книгой России.
Формы работы: беседа, доклады детей по страницам Красной книги.
3.7. Красная книга Кировской области.
Формы работы: беседа, доклады детей по страницам Красной книги.
3.8. Устный журнал: «Земля – наш дом!»
Формы работы: Литературно – музыкальные композиции.
3.9. Итоговое занятие: «Что я знаю о России?»
Форма работы: Викторины, интеллектуально-познавательные игры.
Календарно - тематическое планирование
№ Название раздела, тема Кол-во часов Коррекционная работа Формы работы Дата по плану Дата по факту
1 Россия – родина моя. 17
1.1 Вводное занятие. 1 Коррекция поведения теоретические: беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала; практические: индивидуальная творческая деятельность «Раскрасим «Символы России».
1.2 Урок толерантности. 1 Коррекция взаимоотношений в группе Беседа и просмотр презентации:
«Россия многонациональная страна»; практические: Тест: «Толерантен ли ты?»; КТД: «Памятка толерантного человека»; Вместе нарисуем Символ толерантности.
1.3. Обычаи и традиции народов России. 1 Коррекция взаимоотношений в группе теоретические: беседа; практические: творческое дело: раскрасим национальные костюмы народов России, живущих в нашем районе.
1.4. Москва-столица нашей родины. 1 Коррекция процессов внимания беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала.
1.5. Виртуальное путешествие по Москве: Памятник Юрию Долгорукому; Красная площадь. 1 Коррекция процессов внимания и памяти. теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: КТД: Коллаж Красная площадь.
1.6. Храмы и соборы Москвы.
1 Коррекция процессов внимания и памяти. теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: КТД: рисование «Храмы России глазами детей».
1.7. Виртуальное путешествие по Москве: Останкинская башня и метро.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения. теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: просмотр и обсуждение презентации: «Вежливый пассажир».
1.8 . Виртуальное путешествие по Москве: Зоопарк; Театр имени Дурова.
1 Коррекция отношения детей к живой природе. теоретические: беседа с использованием открыток о Москве; практические: доклад - пересказ отрывков из книги «Театр зверей дедушки Дурова» Н. Дурова издательство «Книга за книгой».
1.9.
Итоговое занятие по теме: «Мы гордимся тобой Москва!»
Наши права и обязанности.
1 Коррекция поведения. Литературно - музыкальная композиция. Викторина.
1.10 Наши права и обязанности.
1 Коррекция поведения. теоретические:
беседа:
«Конвенция о правах детей через призму сказок»; практическая: КТД: Памятка «Правила поведения в школе».
1.11 Президент РФ В. В. Путин. 1 Коррекция поведения. беседа: «Человек, которому можно подражать…»; практические: Сочинение: «Письмо президенту».
1.12. Государственные праздники РФ. 1 Коррекция внимания и памяти. теоретические: беседа, показ и обсуждение презентации. Практические: рисование на тему: «9 мая День победы!».
1.13 «Моя родина сострадательная, терпеливая, добрая».
1 Коррекция внимания и памяти. литературно - музыкальная композиция; викторина.
1.14. Великие полководцы России.
1 Коррекция внимания и памяти. беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
1.15. Россия – космическая держава.
1 Коррекция мыслительных процессов. беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
1.16 Россия спортивная страна!
1 Коррекция поведения. беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
1.17 Декоративно - прикладное творчество России.
1 Коррекция внимания и памяти. беседа (использование иллюстраций и портретов, художественного слова).
КТД: рисование на тему: «Золотая хохлома».
2 «Если скажут слово родина…»
7
2. 1 Понятие: «Моя малая родина…»
1 Коррекция взаимоотношений в группе. беседа (использование иллюстраций, доклад домашнее задание: «История моей фамилии»; КТД: «Моя родословная».
2.2 . Кировская область: герб, города, природа. 1 Коррекция поведения. беседа (использование иллюстраций, рисование на тему: «Моя улица».
2.3. Город Слободской и его окрестности.
1 Коррекция поведения. беседа древний город Слободской; былинный Первомайский. (с использованием иллюстраций и художественного слова).
2.4. Город Слободской и его окрестности.
1 Коррекция поведения. беседа, экскурсия с показом иллюстраций и портретов знаменитых людей села Успенского.
2.5. «Чем знаменито Дымково?-
Игрушкою своей…»
1 Коррекция процессов внимания. беседа; чтение и обсуждение отрывков рассказа вятского писателя Владимира Крупина «Дымка» КТД: раскрасим Дымковскую игрушку.
2.6. Писатели и поэты Вятки – детям.
1 Коррекция процессов памяти. Литературно – музыкальные композиции.
2.7. Всемирно известные земляки.
1 Коррекция процессов памяти. беседа с показом иллюстраций, портретов, прослушиванием произведений.
3. Экологические тропы России.
9 Коррекция взаимоотношений в группе
3.1 Что такое экология? Основные заповеди юного эколога.
1 Коррекция взаимоотношений в группе беседа с показом иллюстраций, брошюр, с использованием цитат о природе и экологии.
3.2 .Храм природы- русский лес.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, показ презентации: «Русский лес», викторина, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
3.3 Белая берёза неофициальный символ России.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, литературно – музыкальные композиции, викторина, работа с пословицами и загадками о берёзе.
3.4 Бескрайние поля и луга России.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, просмотр и обсуждение презентации.
3.5 Охрана водоёмов в России.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, просмотр и обсуждение презентации.
3.6 Красная книга России.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, доклады детей по страницам Красной книги.
3.7 Красная книга Кировской области.
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. беседа, доклады детей по страницам Красной книги.
3.8. Устный журнал: «Земля – наш дом!»
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения в природе. Литературно – музыкальные композиции.
3.9. Итоговое занятие: «Что я знаю о России?»
1 Коррекция взаимоотношений в группе; поведения. Викторины, интеллектуально-познавательные игры.
Методическое обеспечение.
Классная комната, парты, стулья; средства ИКТ, комплекты специализированных карточек: «Расскажите детям», «Окружающий мир»; карандаши, фломастеры, иллюстрации, бумага для рисования.
Литература.
1. Анатолий Гребнёв «Если пристальней в детство вглядеться…» ИД «Герценка» Киров, 2017.
2. Владимир Крупин «Детство…оно навсегда» ИД «Герценка» Киров,2017.
3. Мансуров В. М. ; Лахман А. И. Родной край Киров,1988.
4. Плотников Д. А. Первомайский: взгляд сквозь века, Слободской 2007.
5. Урванцева Т. Г. Методические материалы и рекомендации к занятиям по элективному курсу смыслового чтения Киров - Слободской, 2018.