Боброва Нина Владимировна
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Русские народные игры»
Публикация «Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению „Русские народные игры“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа инструкторов по физической культуре
- Русские народные игры
- Спорт, физкультура. Внеклассные и внеурочные мероприятия
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков.
Для преодоления этого недостатка предлагается программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».
В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
• возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
• вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
• содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
• создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
o Цели конкретизированы следующими задачами:
• представлений о: рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
• навыков конструктивного общения;
• осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
• правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, учителями физической культуры, занимающимися вопросами обучения русским народным играм с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 класс -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» состоит из 2 разделов:
• «Основы знаний»;
• «Русские народные игры»;
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
• Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
o Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности :
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2. Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их
шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т. д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
3. Тематическое планирование 4 класса
№ Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 19
2 Эстафеты 8
3 Игры народов России 7
итого 34
Календарно - тематическое планирование
4-й класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия Кол-во часов
Дата
1. Русская народная игра «Жмурки» 1
2. Русская народная игра «Кот и мышь» 1
3. Русская народная игра «Горелки» 1
4. Русская народная игра «Салки» 1
5. Русская народная игра «Пятнашки» 1
6. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1
7. Русская народная игра «Фанты» 1
8. Русская народная игра «Салки с приседаниями» 1
9. Русская народная игра «Волк» 1
10. Русская народная игра «Птицелов» 1
11. Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1
12. Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1
13. Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1
14. Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1
15. Марийская народная игра «Катание мяча» 1
16. Татарская народная игра «Серый волк» 1
17. Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1
18. Чувашская игра «Рыбки» 1
19. Эстафета «Передача мяча» 1
20. Эстафета «С мячом» 1
21. Эстафета зверей 1
22. Эстафета «Быстрые и ловкие» 1
23. Эстафета «Вызов номеров» 1
24. Эстафета по кругу 1
25. Эстафета с обручем 1
26. Эстафета «Весёлые старты» 1
27. Русская народная игра «Салки» 1
28. Русская народная игра «Пятнашки» 1
29. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1
30. Русская народная игра «Краски» 1
31. Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1
32. Русская народная игра «Третий лишний» 1
33. Русская народная игра «Пятнашки» 1
34. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1
Литература:
1 «Игра и оздоровительная работа в начальной школе» О. А. Степанова
Москва 2003г.
2 «Физическая культура в начальных классах» И. М. Бутин
Москва 2001г.
3 «Детские подвижные игры народов СССР» А. В. Кенеман
Москва 1988 г.
4 «Школа доктора природы или 135 уроков здоровья» Л. А. Обухова
Москва 2004г.