Марина Свечкарева
Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. о. Электросталь
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 1»
___Е. Н. Шевченко
«29» августа 2017 г.
Программа
«Я — пешеход и пассажир»
3 «В» класс
Составитель: Свечкарева Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных двигательных действий, примерной программы спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников. Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н. Ф. Виноградовой.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312) - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089). - ООП начального общего образования МОУ «СОШ № 1».
Цель и задачи курса: является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место в учебном плане: Программа «Я — пешеход и пассажир», автора Н. Ф. Виноградовой для учащихся 3 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 68 часов, 2 часа в неделю.
Основное содержание.
1. Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-
порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой
скоростью,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-
правления движения (поворот, задний ход, правила поведения пешехода
в соответствии с ними.
2. Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы : «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
3. Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Тема 1-2. Будем осторожными
Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» : о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
Тема 3. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП?
Теория: рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного
материала).
Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Темы 4-5. Виды транспорта
Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю.». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.
Темы 6. Какие бывают дороги
Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные».
Практика: рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».
Тема 7. Дорожное движение
Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода, а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
Тема 8. Перекрёсток и автомагистраль
Практика: сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
Тема 9. Населённый пункт
Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт.
Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Тема 10. Движение на загородной дороге
Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.
Тема 11. Внимание! Железнодорожный переезд!
Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом.
Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.
Тема 12. Движение в трудных условиях
Теория: просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? 186. Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
Тема 13. Жилая зона
Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».
Темы 14-15. Мы ориентируемся на местности
Теория: экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
Практика: создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
Тема 16. Труд водителя
Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
Тема 17. Что такое тормозной путь
Теория: рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
Тема 18. Световые сигналы автомобиля
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
Тема 19. Случай на дороге
Практика: завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг.»
Тема 20. В метро
Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?» : мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».
Тема 21. Проверим себя
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Основные методы проведения занятий:
1. Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2. Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
3. Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Планируемые результаты усвоения программы :
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы :
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы Кол-во часов
1 Ориентировка в окружающем мире 16
2 Ты — пешеход 20
3 Ты — пассажир 20
4 Проверка знаний 12
итого 68
Календарно - тематическое планирование
№
урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика по теме ученика на уровне учебных действий (УУД) Количество часов Сроки прохождения темы
по плану по факту
1 На чём люди ездят. -умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
1
2 Близко – далеко, быстро – медленно. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
3 Чему нас учат правила дорожного движения. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
4 Мы идём по улице — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
5-6 Какие бывают дороги. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
2
7 Где мы будем играть? — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
8 Дорога за городом. — выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; 1
9 Светофоры. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
10-11 Дорожные знаки. -объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
2
12 Нас увидят в сумерках. -объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
1
13-14 Мы переходим улицу (повторение). — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
15 Перекрёсток. -объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
16 Сигналы машин. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
ситуаций;
1
17 Остановка транспорта — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
18 Мы – пассажиры. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
ситуаций;
1
19 Мы едем на дачу. выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
20-21 Опасные ситуации. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
2
22 Несчастный случай. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
23 Проверим себя. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
24-25 О транспорте. выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
2
26-27 Дорога. выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
2
28-29 Части дороги. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 2
30-31 Дорожные знаки. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 2
32 Внимание! Опасность! — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
33 Мы здесь живём. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
34 Будем уважать людей! — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
35-36 Мы – пешеходы. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
37 Правила для пешеходов — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
38 Перекрёсток. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 1
39 Регулировщик. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 1
40-41 Мы – пассажиры. — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 2
42 Будем уважать водителей! — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
43-44 Мы едем на машине. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
45-46 Мы покупаем велосипед. — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
47 Проверим себя. — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
48-49 Будем осторожными — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
2
50 Что такое ДТП? — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
51-52 Виды транспорта — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
53 Какие бывают дороги выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
54 Дорожное движение выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
55 Перекрёсток и автомагистраль выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
56 Населённый пункт выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
57 Движение на загородной дороге — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
58 Внимание! Железнодорожный переезд — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
1
59 Движение в трудных условиях — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
60 Жилая зона выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
61-62 Мы ориентируемся на местности — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
2
63 Труд водителя — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 1
64 Что такое тормозной путь — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 1
65 Световые сигналы автомобиля выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
1
66 Случай на дороге — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
67 В метро — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли 1
68 Проверим себя — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы/под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2013.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М. : Мир Автокниг, 2006.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. – М. : Издательский Дом Третий Рим.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2006.
5. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт. -сост. Е. Ю. Лавлинскова. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.
7. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности : 1-4 класс. – М. : ВАКО, 2008.
8. Ковалько В. И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2006.
9. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009.
10. Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. М. : Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
-ЛТД, 1997г.
14. Бабина Р. П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
15. Тошева Л. И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2011
16. Бабина Р. П. Уроки Светофорика, 2 кл. ,1997.
__