Елена Мартьянова
Программа по тестопластике «Маленькие мастера» для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по тесто - пластике для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ
«Маленькие мастера»
Составитель программы
Мартьянова Елена Геннадьевна
Воспитатель первой категории
МДОУ «Детский сад 87»
Город Ярославль
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е. В. Данкевич. - СПб: Кристалл, 2001. – 64 с.
2. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т. Г. Казакова. – М., 1992. – 274с.
Публикация «Программа по тестопластике „Маленькие мастера“ для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005г.
4. Хоменко В. А. Соленое тесто шаг за шагом.
5. Ю. В Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»
6. А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»
7. И. Хананова «Соленое тесто». М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008
8. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.
9. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.
10. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.
11. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста».- Издательство ЭКСМО, 2010.
Актуальность программы
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития. Детство и творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно – эстетического освоения мира, которые используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Посредством занятий творческим трудом у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, развивает все психические процессы. Большие возможности для творческого развития детей предоставляет «тестопластика». Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий, очень эластичный, легко приобретает форму и для ребенка представляет больший интерес, удовольствие и радость, чем пластилин. Тесто не пачкает и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста, и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов : колобков, колбасок, лепешек. Тесто обладает целым рядом свойств, необходимых для коррекционной работы. Позволяет детям осуществлять различные операции с ним: месить, раскатывать его в тонкие листы скалкой или руками, вырезать фигуры из этих листов, придавать им определенную форму, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, дополнять природными материалами для выразительности образа, работать с крупными и маленькими объемами материала. Работа с соленым тестом является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет детям в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т. д., овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.
Работа в мастерской по тесто - пластике позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с проблемами в развитии, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.
Принципы построения программы :
-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)
-принцип практико - ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)
-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)
Цель программы :
• ознакомление детей с новым видом деятельности – лепкой из соленого теста.
• приобретение практических навыков в области тесто - пластики
• развитие художественных способностей у детей с проблемами в развитии.
Задачи программы
Образовательные:
• познакомить детей с новым видом деятельности – лепкой из соленого теста (тестопластикой, ее возможностями
• научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления поделок из соленого теста
• обучить практическим навыкам работы с тестом
• овладевать основами, умениями работы из целого куска и из отдельных частей
• продолжать учить лепить, используя в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный
• закреплять различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание)
Коррекционно-развивающие:
• развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук
• способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения
• способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки аккуратной работы.
• Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы построения программы
-системность занятий;
-доступность материала;
-от простого к сложному;
-повторность материала;
-разнообразие тематики.
Методы и приёмы, используемые при работе с детьми:
1Последовательное знакомство с различными видами лепки:
2. Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция
3. Наглядный: рассматривание наглядных пособий, показ выполнения.
Ожидаемые результаты:
1. развитие точности движений пальцев и кистей рук
2. улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия
3. развитие краткосрочной и долговременной памяти
4. развитие связной речи (использование прилагательных, глаголов, местоимений)
5. должны уметь изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы (отделять от большого куска небольшие комочки; раскатывать комок теста прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы; сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3 знакомые формы)
6. должны знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста
7. соблюдение техники безопасности
Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ОВЗ – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий не более 15 минут.
Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия, занятия по желанию детей.
Оборудование и материалы для работы:
- столы и стулья по росту детей
- мука пшеничная, соль, пищевые красители, емкость для замешивания теста
- клеенка, стеки, салфетка, банки под воду, кисть, гуашь
- рамки разной величины, природный и бросовый материал
- иллюстрации, открытки, книги, рассказы, сказки, аудиозаписи.
Роль педагога на разных этапах деятельности:
- основной источник знаний
- консультант
- помощник
Содержание программы.
1 Вводное занятие. Технология изготовления соленого теста. Техника безопасности
2 Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3 Способы лепки. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4 Лепка на плоскости Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.
5 Основы цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
6 Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. Использование бросового материала. Использование природного материала.
7 Итоговое занятие.
8 Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
Календарно – перспективный план на учебный год.
Период Тема Содержание
Сентябрь
3 неделя «Путешествие в царство Соленого государства» Программное содержание : Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста и с назначением инструментов и приспособлений, вызвать интерес к лепке из соленого теста, учить детей правильно сушить и раскрашивать готовые изделия из соленого теста.
4 неделя «Солнышко»
Программное содержание : учить детей работать с цветным тестом; познакомить детей с формой круга и шара, учить находить между ними различие, учить формообразующему движению: скатывание «колобков» и расплющивание шара в «лепешки», развивать глазомер (приклеить на середину медальки, на которой уже заранее нарисованы лучики, развивать мелкую моторику рук.
Октябрь
1 неделя «Подсолнушки – маленькие солнышки» Программное содержание : продолжать учить детей работать с цветным тестом; продолжать учить детей скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, продолжать учить сплющивать шар между ладонями, добиваться выразительности и необычности исполнения «подсолнушка» посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки, развивать мелкую моторику рук.
2 неделя «Печенье для кукол»
Программное содержание : продолжать учить детей с цветным тестом; продолжать учить скатывать шарики и расплющивать их, учить детей «печь» необычное печенье и украшать их с помощью соломинок из коктейля, зубочистки и кондитерской посыпки, развивать творческое воображение, развивать мелкую моторику рук, воспитывать внимательное и бережное отношение к куклам.
3 неделя «Баранки для медвежонка»
Программное содержание : продолжать учить детей работать с цветным тестом; учить раскатывать из шарика длинные формы (колбаски); учить аккуратно, соединять концы с помощью воды; продолжать закреплять умения работать кистью; воспитывать внимательное и бережное отношение к игрушкам.
4 неделя «Осеннее дерево» (коллективная работа)
Программное содержание : продолжать учить детей изготавливать поделки из цветного теста; продолжать учить лепить из теста «листочки» (путем раскатывания шариков и расплющивания, учить пользоваться стеком для нанесения прожилок листочка; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на картон; воспитывать умение в выполнении коллективной работы.
Ноябрь
1 неделя «Морковка для зайчонка» Программное содержание : продолжать учить детей раскатывать из шара длинные формы (один конец толще, а другой – тоньше); учить передавать в лепке характерные особенности овощей, продолжать учить использовать дополнительный материал для полного завершения образа; развивать мелкую моторику рук, закреплять знания детей об овощах.
2 неделя «Тарелка с апельсинами»
(коллективная работа) Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ из соленого теста, продолжать учить скатывать шарики и придавать вид апельсина, развивать мелкую моторику рук, учить детей работать в коллективе, закреплять знания детей о фруктах.
3 неделя «Вишенки для белочки»
Программное содержание : продолжать учить детей скатывать шарики, использовать в работе дополнительные материалы (ветки, спички и т. д., вставляя их и придавая вид вишенки, развивать мелкую моторику рук, закреплять знания детей о ягодах, воспитывать внимательное и бережное отношение к куклам.
4 неделя «Медальон для мамочки» Программное содержание : продолжать учить лепить поделки из цветного теста; воспитывать желание у детей изготавливать подарки своим близким; продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку; продолжать учить детей вырезать нужный предмет (сердечко) с помощью формочки; украшать бисером, используя для соединения воду; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное и внимательное отношение к близким людям.
Декабрь
1 неделя «Пуговки большие и маленькие»
Программное содержание : продолжать учить детей лепить предметы круглой формы из цветного теста; продолжать учить детей делить кусок на части, продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку; использовать соломинку для коктейля при прокалывании дырочек; продолжать развивать мелкую моторику рук; развивать глазомер.
2 неделя «Снеговик»
Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ при лепке из соленого теста; продолжать учить детей лепить предметы круглой формы, разной величины; учить соединять части, прижимая их друг другу и используя при этом зубочистку и воду; добиваться выразительности образа с помощью природного материала (еловые иголочки, черный перец горошком, веточки); развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при выполнении поделки.
3 неделя «Новогодняя красавица» Программное содержание : продолжать учить детей скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить детей раскатывать тесто скалкой и вырезать формочкой елку, развивать силу нажима; развивать мелкую моторику рук.
4 неделя «Новогодняя красавица» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы с ней, раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
Январь
2 неделя «Подсвечник» Программное содержание : воспитывать желание у детей изготавливать подарки своим близким; закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста разных цветов, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт с помощью скалки, вырезать форму в виде звездочки; делать углубление (место для свечки, развивать глазомер, продолжать учить украшать поделки с помощью бисера, гороха, семечек ; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать творческое воображение, связную речь.
3 неделя «Забавные рыбки»
Программное содержание : продолжать учить детей бережному отношению ко всему живому; продолжать учить детей делить кусок теста на 2 части; продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку одну часть теста (туловище рыбки, продолжать учить закреплять умения детей в раскатывании колбасок из второй части теста (3–на хвост, 2-на плавники, развивать мелкую моторику рук, воображение, связную речь.
4 неделя «Забавные рыбки» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы с ней; развивать мелкую моторику рук.
Февраль
1 неделя «Гусеница»
Программное содержание : Учить скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ; продолжать учить соединять части с помощью воды; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память.
2 неделя «Гусеница» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать знакомить с гуашью, продолжать учить способам работы с ней; раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
3 неделя «Подарок для папы. Автомобиль» Программное содержание : закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт с помощью скалки, вырезать форму в виде машины; закреплять умение детей пользоваться стеком для рисования деталей машины; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, память; воспитывать любовь к близким.
4 неделя
«Подарок для папы. Автомобиль» (раскрашивание) Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы с ней; раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
Март
1 неделя «Бусы для мамы» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части одинаковые по размеру; продолжать учить работать с тестом разных цветов; продолжать учить раскатывать круговыми движениями – шарики, а затем прокалывать зубочисткой и нанизывать на нить, чередуя по цвету; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к близким.
2 неделя «Цветок для бабушки»
Программное содержание : продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части разные по размеру, продолжать учить раскатывать круговыми движениями (серединку цветка, продолжать учить закреплять умения детей в раскатывании колбасок и расплющивании их (лепестки цветка); продолжать учить соединять детали между собой с помощью воды и присоединять к стеблю (трубочка для коктейля, палочка для роллов, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к близким.
3 неделя «Цветок для бабушки» (раскрашивание)
Программное содержание : продолжать учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать учить работать гуашью; раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
4 неделя «Улитка» Программное содержание : продолжать учить раскатывать кусок теста прямыми движениями, получая длинную «колбаску», затем приплющить ее и закатать в виде улитки; вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения образа (ротик, глазки и др.) из бросового материала; продолжать учить соединять части с помощью воды; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память.
Апрель
1 неделя «Улитка» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать учить работать гуашью; раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
2 неделя «Пасхальное яйцо»
Программное содержание : продолжать учить лепить предметы овальной, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на картон; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память; воспитывать любовь к близким.
3 неделя «Пасхальное яйцо» (раскрашивание)
Программное содержание : ; учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать учить раскрашивать гуашью; развивать мелкую моторику рук.
4 неделя «Звездочки большие и маленькие»
(коллективная работа) Программное содержание : продолжать учить детей скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить детей раскатывать тесто скалкой и вырезать формочкой звездочки; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на картон; развивать силу нажима; развивать мелкую моторику рук; воспитывать умение в выполнении коллективной работы.
Май
1 неделя «Бабочки и стрекозы»
(коллективная работа) Программное содержание : продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части разные по размеру, продолжать учить раскатывать круговыми движениями шариков и расплющивания их (крылья, продолжать учить закреплять умения детей в раскатывании колбасок и расплющивании их (туловище и крылья). Продолжать учить соединять детали между собой с помощью воды; продолжать учить приклеивать готовую поделку клеем на общую картину, закреплять умение пользоваться клеем и кистью; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к природе, воспитывать умение в выполнении коллективной работы.
2 неделя «Бабочки» (раскрашивание)
Программное содержание : продолжать учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; продолжать учить раскрашивать гуашью, закрепляя умения работы кистью; научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия; раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы; развивать мелкую моторику рук.
3 неделя
«Полярная сова»
Программное содержание : Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание шариков, продолжать учить раскатывать скалкой шар, получая круг; учить складывать края круга с трех сторон вовнутрь, получая голову и крылья совы; продолжать учить использовать в работе природный материал (дробленый горох) для украшения поделки, развивать художественный вкус, продолжать развивать мелкую моторику рук; закреплять знания детей о птицах, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, воспитывать наблюдательность и передавать свои знания и наблюдения в изготовлении поделок из соленого теста
4 неделя «Грибы» Программное содержание : Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание шариков и колбасок, расплющивание шариков пальчиками – «шляпка» гриба, продолжать учить работать с цветным тестом, продолжать учить соединять детали между собой с помощью воды, развивать мелкую моторику рук, воображение, память.
Июнь
1 неделя Итоговое занятие.
Выставка работ за год, подведение итогов и результатов, полученных знаний по изготовлению поделок из соленого теста. Планирование работы мастерской «Маленькие мастера» на следующий учебный год, учитывая желания детей.