Гунча Эрешова
Программа кружка «Умелые ручки» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Публикация «Программа кружка „Умелые ручки“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Учатся сами создавать предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы) .
Поэтому я решила организовать кружок «Умелые ручки» с детьми 3-4 лет.
В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на основе учить детей :
- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;
-приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Цель: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов (бумага, салфетки, крупы, макароны, создания мозаики на пластилиновой основе; организация совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к различным видам труда;
- учить пользоваться простейшими инструментами;
- учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа
Развивающие:
- развитие навыков работы с различными материалами;
- развитие конструкторской деятельности;
- развивать твёрдость руки, технические навыки;
- развивать мелкую моторику;
- развитие внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии
Воспитательные:
- формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус;
- воспитывать интерес к совместному творчеству, проявляя усидчивость, терпение и умение.
Программа рассчитана для детей 3-4 лет.
На 2018 - 2019 учебный год с октября по май. Для успешного усвоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в группе.
Дни и время посещения кружка : 1 раз в неделю - четверг, с 15-30 до 15-45
Длительность занятий составляет 15 минут.
Участники: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Место проведения: помещение группы.
Материал: бумага, бумажные салфетки разных цветов, клей ПВА, картон, ножницы, макаронные изделия разной формы, крупы (рис, гречка, пшено, манка, фасоль, пластилин, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, синельная проволока, пластиковые тарелки, разноцветный поролон.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского досуга позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, уровень овладения навыками и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Принципы
• доступности
• наглядности
• интегративности
• свободы и самостоятельности
• обеспечения эмоционально-психологического комфорта
• уважения личности каждого ребенка
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Технология создания аппликации из различных материалов:
1. Обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Скатывание больших и маленьких комочков.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
6. Наклеивание макаронных изделий.
7. Наклеивание различных видов круп (гречка, рис, фасоль, пшено).
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации и пластилиновой мозаики: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, фотовыставка, презентация.
Перспективное планирование
Тема
Задача
Материал
Срок
«Сладкий виноград»
пластилин
Развивать у детей интерес к творческой деятельности; помочь детям почувствовать свойства пластилина; развивать чувство композиции.
Плотный цветной глянцевый картон,
мягкий пластилин,
пластиковую доску для лепки,зубочистка или стека для лепки.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Сладкий виноград»
Готовые формы
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить предмет на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контору "обрисовывая" косточкой с клеем ее края.
Плотный цветной глянцевый картон, готовые формы из цветной бумаги, клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем, клеёнка для смазывания готовых форм клеем, сухая тряпочка.
«Сладкий виноград»
из бумажных комочков, шариков
Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.
Плотный цветной глянцевый картон, лист цветной тонкой бумаги, клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем, клеёнка для смазывания готовых форм клеем, сухая тряпочка.
«Сладкий виноград»
Из крупы
Коллективная работа
Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним и детьми в создании коллективной художественной поделки.
Плотный цветной глянцевый картон, пшено, клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем.
«Грибок»
из пластилина
Учить детей передавать форму силуэтным способом, развивать сюжетно-игровой замысел
Силуэты грибов, фланелеграф, пластилин, пластиковую доску для лепки, стека
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Грибок» из готовых форм цветной бумаги
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить предмет на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. Продолжать учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контору "обрисовывая" косточкой с клеем ее края.
Плотный цветной глянцевый картон, готовые формы из цветной бумаги, клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем, клеёнка для смазывания готовых форм клеем, сухая тряпочка.
«Грибок»
из ватных дисков
формировать навыки работы с ватными дисками, развивать интерес к художественной деятельности; обучать умению ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
2 ватных диска, клей, основа зелёного цвета
«Грибок»
из гречки и пшена
Коллективная работа
Научить развивать мелкую моторику рук, фантазию, внимание, воспитывать терпение, аккуратность в работе, развивать творческие способности:
Плотный цветной глянцевый картон с силуэтным изобр., крупа (пшено, гречка,клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем
«Снеговик»
из ватных дисков
закреплять умение наклеивать ватный диск на бумагу, делать заготовки для работы; развивать художественное творчество, эстетические чувства; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
4 ватных диска, основа голубого цвета, клей, фломастеры
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Снеговик»
из готовых форм цветной бумаги
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить предмет на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. Продолжать учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контору "обрисовывая" косточкой с клеем ее края.
Плотный цветной глянцевый картон, готовые формы из цветной бумаги, клей, кисть для клея, подставка для клея, баночка с клеем, клеёнка для смазывания готовых форм клеем, сухая тряпочка.
«Снеговик»
из макаронных изделий (с дорисовкой)
Коллективная работа
Научить у детей умение использовать для создания аппликации нестандартный материал – макаронные изделия, развивать творческий интерес к работе, воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе.
Листы картона формата А4, клей ПВА, клеёнка, салфетки; кисти для клея, макаронные изделия, краски, кисти для краски, образец готовой аппликации.
«Снеговик»
из пластиковых тарелок
Научить, приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности, выкладывая на листе бумаги детали разной величины, составлять из них изображение снеговика. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
плотная бумага зеленого цвета; детали из бумаги для наклеивания: бумажные диски (диаметр 8 см,5 см,4 см,1см) «морковки»(детали красного цвета, изображающие морковку) шапочки (трапеции, вырезанные из бумаги разного цвета); клей, кисти, фломастеры для дорисовки.
«Снежинка»
из пластилина
Научить детей лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями, учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, соединять части между собой, плотно прижитая их друг к другу. Применять в работе знакомые способы лепки :согревать пластилин в ладошках, скатывать, сплющивать и др.
Плотный цветной глянцевый картон,
Мягкий пластилин (белый, голубой) пластиковую доску для лепки, стека для лепки.
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Снежинка»
из макаронных изделий
Научить детей по изготовлению снежинок из макарон; обучать детей приемам работы с различными материалами; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческие способности; воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
макароны различной формы, клей ПВА, гуашевые краски, можно использовать лак для ногтей, блёстки для украшения.
«Снежинка»
из синельной проволоки
Научить детей творческому воображению, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность и усидчивость при создании поделки ; развивать эстетический вкус
Синельная проволока синего цвета (набор,Ножницы, Полубусины и бусины (d=8 мм) (белые,Проволока, Фетровые наклейки
«Снежинка»
из готовых форм Коллективная работа
Совершенствовать умение работать с бумагой.
Учить детей различать полоски по длине.
Учить складывать полоски пополам и склеивать из полосок снежинки.
Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности.
Развивать воображение, глазомер.
Воспитывать аккуратность
Наглядный материал (вырезанные снежинки разного размера, 3 полоски 1x10 см, 12 полосок 1х2,5см, клей карандаш, клеенка на каждого ребенка.
«Самолёт» из пластилина
Научить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков пластилина
пластилин, стека, дощечка для моделирования, картонка-подставка для готовой поделки.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
«Вертолёт» из ватных дисков
упражнять в приеме наклеивания ватного диска на бумажную основу; развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику; воспитывать интерес к искусству
ватные диски, основа плотная бумага голубого цвета, клей
«Танк»
из бумажных комочков, шариков
Познакомить с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков
Развивать навыки мелкой моторики
Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно - креативные способности
Бумажные салфетки разных цветов.
Гофрированная разноцветная бумага. Картон. Клей ПВА. Ножницы карандаш. Тряпочки
«Техника для вооруженных сил»
аппликации из готовых форм
Коллективная работа
Научить детей лепить по замыслу, доводить начатое дело до конца.
Развивать мелкую моторику рук.
Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
Пластилин, игрушки: танк, самолет, корабль, самоходка, иллюстрации видов техники.
«Цветы для мамы»
из пластилина
Научить закреплять приёмы лепки (раскатывание, прищипывание, приплющивание, придавливая детали к специально подготовленной основе;
учить размещать композицию по центру, равномерно по листу;
развивать желание доставить радость маме, бабушке, выражать свою любовь и признательность подарками, собственными поделками; вызывать положительные эмоции от собственного труда и достигнутого результата;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, нацеленность на результат;
Заготовка открытки в форме корзинки на каждого ребёнка, схема составления цветка, разные вылепленные образцы цветов, листьев, иллюстрации с цветами, на каждого ребёнка набор пластилина, стеки, доска для лепки.
М
А
Р
Т
«Цветы для мамы» из ватных дисков
Научить развивать у детей интерес к творческой деятельности; помочь детям почувствовать свойства ваты; развивать чувство композиции.
8 ватных дисков, клей, основа для цветка
«Цветы для мамы» из готовых форм цветной бумаги
формировать умение работать с цветной бумагой; развивать чувство красоты, фантазию, воображение; воспитывать желание сделать приятное родным и близким людям.
Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблоны цветов и вазы, линейка, картон.
«Цветы для мамы» из макаронных изделий Коллективная работа
Формировать умение нанизывать конструировать из макаронных изделий красивые цветы; вызвать интерес к созданию красивой вазы с цветами, изготовленной своими руками. развивать моторику кончиков пальцев рук, чувство ритма ; развивать эстетическое восприятие, вкус. воспитывать желание радовать любимого человека – маму, бабушку, делать им подарки; воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
макароны различных видов, акриловые краски, гуашь, кисть, термопистолет, канцелярский нож, картонную основу, клей.
«Неваляшка» из готовых форм цветной бумаги
Научить наклеивать готовые формы из цветной бумаги
Листы белой бумаги, заготовки для аппликации, салфетки, кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей.
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Неваляшка» из ватных дисков
закреплять умение наклеивать ватный диск на бумагу, делать заготовки для работы; развивать художественное творчество, эстетические чувства; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
4 ватных диска, основа плотный цветной глянцевый картон, клей, фломастеры
«Неваляшка»
из пластилина
Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, активность в ходе занятия, прививать эстетические чувства
пластилин красного цвета, дощечки; стеки на каждого ребенка, влажные салфетки.
«Матрёшки» из разноцветного паралона
Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.
поролоновые губки разного цвета, ножницы, цветная самоклеящаяся бумага, фломастеры.
Диагностика
1. Создаёт изображения предметов из готовых фигур
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
-низкий уровень-1 балл
-средний уровень-2 балла
-высокий уровень-3 балла
МАЙ
Вывод:
В результате реализации кружка удалось положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей. Ребята стали более усидчивыми, стали стремиться довести начатое дело до конца, активизировалась речевая активность.
Дети увидели, что один и тот же предмет в аппликации можно сделать с использованием различных материалов.