Елена Кокорина
Программа «Маленькие художники» по развитию творческих способностей детей младшего возраста нетрадиционными средствами ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Темочки:
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Цели рабочей программы
- развитие детского художественного творчества средствами различных изобразительных материалов и нетрадиционных техник рисования
- помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих работах.
Задачи рабочей программы:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой, знакомить с цветовой гаммой, со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)
2. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
3. Развивать у детей художественно – творческие способности, фантазию, творческое мышление, внимание, развивать мелкую моторику рук.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети первой и второй младшей группы (2-4 года).
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю:
10 минут в 1 младшей группе;
15 минут во 2 младшей группе.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физ. минутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физ. минуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы и методы реализации программы:
беседы, занятия, групповая и индивидуальная работа, коллективно-творческая работа, мастер-классы, игры, развлечения, оформление выставок,
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методическое обеспечение: (нетрадиционные техники)
-рисунки из ладошек;
-пальчиковое рисование;
-отпечатки листьев
-печать по трафарету.
-тычок жесткой кистью
-оттиск печатками из овощей;
-восковые мелки и акварель
-свеча и акварель
Предполагаемый результат первого года обучения:
В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:
• подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам;
• научатся правильно пользоваться кисточкой;
• проявить свои творческие способности, воображение, фантазии у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление.
Предполагаемый результат второго года обучения: После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:
• дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
• дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
• у детей разовьется мелкая моторика рук;
• разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение и любознательность;
• сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
• сформируются навыки самостоятельности.
Тематический план занятий с детьми первого года обучения
(содержание может меняться в интересах детей)
Тема Цель
Сентябрь
"Здравствуй, детский сад"- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
"Веточка рябины"- Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
"Мой любимый дождик" -Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).
"Нарядный мухоморчик"- Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки.
«Шарики воздушные, ветерку послушные.»- Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.
"Клоуны в цирке"-Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.
"Ветка винограда"- Закрепить приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Октябрь
"Нарядный мухоморчик в травке"- Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.
"Осеннее деревце"- Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева, развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.
"Превращение ладошки (цветок)"- Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой.
"Листопад"- Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
"Стручки гороха"- Учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.
"Цыпленок"- Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.
"Листопад (коллективная работа)"- Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.
Ноябрь
"Подводное царство"- Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли.
"Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа)"- Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
"Вишнёвый компот"- Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
"Подарок маме- «Полюбуйся на герань»- Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
"Разноцветный мячик"- Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании рисунка на мячике
"Ёжики с грибами"- Продолжить знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (иголки, упражнять в рисовании пальчиками (грибочки)
"Поздняя осень"-Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.
Декабрь
"Первые снежинки"- Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
"Зима пришла"- Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).
«Маленькой ёлочке холодно зимой.»- Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).
"Праздничная ёлочка"- Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке».
"Снеговик"- Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
"Новогодний салют"- Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа
Январь
"Снеговичок"-Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).
"Зимние узоры"- Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.
"Зайка беленький"-Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.
"Звездочки"- Знакомство с техникой рисования «принт» (печать ластиком)
"Разноцветные пузыри"- Учить детей рисовать предметы круглой формы с помощью штампа (картофель)
"Горошины для петушка"- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычком.
Февраль
"Зимний денёк (коллективная работа)"- Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»).
"Шарфик для куклы"- Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.
"Ракета"- Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете, вместо окон)
"Украсим чашку для папы"- Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.
"Космос"- Рисование ладошками с элементами аппликации.
"Матрешка"- Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры
"Осьминожки"- Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой
Март
"Красивые бусы для мамы"- Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.
"Разноцветные рыбки"- Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).
«Смотрит солнышко в окошко (коллективная работа)"- Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.
"Капают сосульки"- Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли.
"Стая птичек"- Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); вызывать яркий эмоциональный отклик
"Улыбка"- Продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами, закреплять понятие отпечаток.
"Бабочка"- Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать);
"Божья коровка"- Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании рисунка
Апрель
"Коровка на травке"- Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
"Космос"- Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе, в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).
"Жонглер"-Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.
"Рыбка"- Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.
"Подснежники"- Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики и ладошки
"Мой любимый дождик"- Учить рисовать пальчиками из тучек дождик, передавая его характер
"Бусы для куклы"- Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.
Май
"Воздушные шарики"- Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию.
"Салют на нашей улице (коллективная работа)"- Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
"Одуванчик"- Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.
"Дождик, радуга и солнышко"- Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью. Развивать эстетическое восприятие.
"Гусеница"- Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
"Овечка"- Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
"Горошинки на зонтике"- Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками
"Желтый одуванчик"- Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью
Тематический план занятий с детьми первого года обучения
Тема Цель
Сентябрь
«Вводное занятие»- Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами.
«Солнышко лучистое»- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пальцеграфией, т. е. ладошками или пальцами.
«Радуга – дуга»- Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, но разной длины.
«Весёлые мухоморы»- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами - пальцеграфией.
«Рябиновая кисть»- обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
«Угощайся, зайка»- Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (морковка для зайчика).
«Ёжик»- Упражнять в технике рисования ладошкой и пальчиками, аккуратно наносить краску, пользоваться салфеткой.
«Румяное яблочко»- Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета.
Октябрь
«Осенняя фантазия»- Познакомить детей с приёмом рисования по мокрой бумаге методом кляксографии.
«Шарики для клоуна»- Учить аккуратно заполнять контур тонким слоем пластилина.
«Овечка»- Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.
«Созрели яблочки в саду»- учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их.
«Лошадка»- Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью
«Консервируем помидорки и огурчики»- Познакомить с приёмами лепки: скатыванию шариков и колбасок и расплющиванию, учить передавать форму известных предметов.
«Золотая рыбка
(коллективная работа)»- Учить выполнять аппликацию из пластилиновых лепёшек и колбасок.
«Золотые листочки»- Учить делать оттиск осеннего листа покрывая краской весь лист соответствующими цветами.
Ноябрь
«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»- Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру.
«Пирамидка»- Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения.
«Вкусные витамины»- Учить использовать в работе дополнительные детали для передачи характерных признаков предметов.
«Воздушные шары»- Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямым движением ладони.
«Подарок для мамочки. Пион»- Учить делать из полосок петельки и аккуратно наклеивать их на форму. Учить собирать из отдельных заготовок поделку.
«Знакомство с солёным тестом»-«Печенье для куклы»- Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, продолжать учить различным приёмам лепки
«Колобок»- Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями.
«Пирамидка»- Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру.
Декабрь
«Рябина для снегирей»- Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении.
«Хвост крючком, нос пятачком»- Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями.
«Снеговик»- Учить выполнять аппликацию из кусочков ваты, заполняя всё пространство.
«Дед Мороз
(коллективная работа)»- Учить выполнять мозаику из пластилиновых шариков.
«Разноцветные шары»- Закрепить умение отщипывать большие и маленькие кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски.
«Маленькой ёлочке холодно зимой»- Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью, рисование пальчиками.
«Рябина для снегирей»- Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении.
Январь
«Светофор»- Упражнять в технике рисования пластилином, повторить правила дорожного движения.
«Волшебные рисунки»- Познакомить с техникой рисования свечой, учить аккуратно закрашивать лист краской.
«Уточка на озере»- Закрепить умение лепить предметы округлой формы, дополнять работу мелкими деталями, создавать композицию.
«Здравствуй, солнышко»- Учить окрашивать ватные диски методом примакивания, наклеивать их цепочкой.
«Цветик – семицветик
(коллективная работа)»- Закрепить навыки работы с пластилином. Учить выполнять аппликацию из шариков.
Февраль
«Кашалотик – кашалот»- Учить передавать форму и характерные детали животного с помощью пластилинографии.
«Свитер для моих друзей»- Познакомить с техникой рисования на мятой мокрой бумаге.
«Плывёт по морю лодочка»- Учить действовать по словесной инструкции, дополнять поделку мелкими деталями.
«Цыпленок»- Учить выполнять поделку из комков бумаги.
«Улитка, улитка, выпусти рога»- Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски в спираль.
«Весёлые осьминожки»- Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя нетрадиционные приемы в рисовании.
Март
«Платье для мамочки»- Учить раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их.
«Букет для бабушки»- Учить рисовать цветы методом отпечатков.
«Дерево»- Учить закреплять детали при помощи пластилина, создавая макет дерева
«Мимоза»- Учить выполнять композицию из бумажных шариков.
«Подсолнух»- Учить закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина
«Божьи коровки»- Учить раскрашивать скорлупу ореха, передавая характерные признаки насекомого.
«Самолёт летит»- Закрепить умение делить брусок пластилина на две равные части и раскатывать его.
«Первоцветы»- Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника.
Апрель
«Звёздное небо»- Научить делить готовую форму на части при помощи стеки и скатывать из них маленькие шарики.
«Высоко летит ракета»- Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги.
«Клубочки для котёнка»- Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, сворачивать колбаски в спираль.
«Пасхальное яичко»- Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, продолжать учить пользоваться кистью и клеем.
«Чудесная птица – павлин»- Учить аккуратно наносить краску на шишку, отрабатывать умения детей работать с пластилином.
«Черепашки»- Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовку.
«Овечка на полянке»- Познакомить с новым приёмом работы с пластилином.
Май
«Букет для ветеранов»- Учить способу изготовления гвоздики из салфеток. Отработать умение делать короткие прямые надрезы ножницами. Учить вырезать фигуру с закруглённым краем.
«Открытка к 9 мая»- Отработать умение скатывать ровные пластилиновые шарики и заполнять ими контур рисунка, раскрашивать, не выходя за линии.
«Салют Победы»- Закреплять умение скатывать шарики одинакового размера, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие.
«Аквариум
(коллективная работа)»- Учить делать из бумажных тарелок рыбок, раскрашивая их разными цветами.
«Отпечаток ладошки»- Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони.
«Покормим цыплёнка»- Научить делать поделки из крупы и ватных дисков.
«Лягушонок»- Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки.
«Итоговое занятие (презентация)»- Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ.