Светлана Харченко
«Живые пальчики». Программа кружка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Публикация «„Живые пальчики“, Программа кружка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Наши ручки не для скуки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Цель кружковой работы «Живые пальчики» : Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
- развитие тонкой моторики пальцев;
- развитие движений кистей рук;
- развитие понимания речи.
Для решения донных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному - от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практике.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
1.3. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными инструментами.
4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.
2. Содержание работы.
2.1Модель образовательного процесса
Программа «Живые пальчики» состоит из диагностической и развивающей частей.
Диагностическая часть представлена в виде индивидуальной и подгрупповой диагностики.
Перспективный план работы кружка
Продолжительность занятия Периодичность
в неделю Всего занятий в год Количество часов в год
15 минут 1 35 35
Месяц Неделя Вид деятельности Название занятия Общее количество учебных часов
Сентябрь 1 Диагностика 2
2 Диагностика
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Подарок для мышей и мышат». 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Помоги зайчику найти дорожку к домику» 1
октябрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Кошки – мышки» 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Прогулка» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Мы во двор пошли гулять» 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Ноябрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Пальчики в лесу». 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Чтоб Мишке было теплее» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Чудесный мешочек» 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Декабрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Забавный барашек» 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Снегопад в лесу» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Новогодняя елка» 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Январь 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Идет снег» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Волшебный теремок для шести братьев». 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Февраль 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Бусы для мамы» 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Какая игрушка спряталась» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Лодка для Пятачка». 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Март 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Рисование «верёвочкой» 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Солнце светит ярко, ярко» 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
«На окне расцвёл цветок». 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала 1
Апрель 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Следы от капели» 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Кто приехал» 1
3 Диагностика 2
4 Диагностика
Май 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Солнышки - малышки». 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Весёлые божьи коровки». 1
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Забавная гусеница». 1
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Проведение открытого мероприятия для родителей 1
Итого часов 35
Учебно-календарный план
Месяц Неделя Вид деятельности Название занятия Задачи занятия
Сентябрь 1 Диагностика Изучение уровня развития мелкой моторики детей
2 Диагностика Изучение уровня развития мелкой моторики детей
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Подарок для мышей и мышат». Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Помоги зайчику найти дорожку к домику» Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
октябрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Кошки – мышки» Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Прогулка» развитие мелкой моторики рук.
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Мы во двор пошли гулять» Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Ноябрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Пальчики в лесу». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Чтоб Мишке было теплее» развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Чудесный мешочек» Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Декабрь 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Забавный барашек» развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Снегопад в лесу» учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Новогодняя елка» учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Январь 1
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Идет снег» Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Волшебный теремок для шести братьев». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Февраль 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Бусы для мамы» развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Какая игрушка спряталась» развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Лодка для Пятачка». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Март 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Рисование «верёвочкой» Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Солнце светит ярко, ярко» совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «На окне расцвёл цветок». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Повторение и закрепление материала
Апрель 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Следы от капели» Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Кто приехал» Развивать мелкую моторику пальцев.
3 Диагностика Изучение уровня развития мелкой моторики детей
4 Диагностика Изучение уровня развития мелкой моторики детей
Май 1 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Солнышки - малышки». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Весёлые божьи коровки». развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения
3 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская «Забавная гусеница». развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
4 Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная
Трудовая
Познавательно-исследовательская Проведение открытого мероприятия для родителей
Итого часов 35
3. Организация образовательной деятельности.
Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 3-4 года и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе – 15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
Беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Организация кружка : Кружок организуется с детьми 2 младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю Вторник
Продолжительность занятий с каждой группой - не более 15 минут (вторая младшая группа)
Занятие проводится с сентября по май.
Работа с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- анкетирование;
- информирование о результативности работы;
- открытые занятия.
3.1. Расписание занятий
День недели Время проведения
Вторник 15.40-15.55
Вторник 16.00-16.15
3.2. Материально-техническое обеспечение
№ Наименование Количество Примечание
1. Резиновые игрушки 26
2. Бусы 26
3. Шнуровки 26
4. Тесто 26
5. Пластилин 26
6. Крупы (бобовые, манка) 26
7. Бумага 26
8. Песок 26
9. Карандаши 26
10. Пальчиковые краски 26
11. Проволока 26
3.3. Литература
1. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М. : Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст : учебно-методическая пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век. 2010. – 249 с.
4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособия для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007. – 47с.
5. Узорова О. В. Пальчикововая гимнастика. - М. : АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.