Надежда Титкова
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Быковсикй детский сад №1 «Тополек» Быковского муниципального района Волгоградской области
Рабочая программа
кружка «Солнышко в руках»
для детей младшего дошкольного возраста
на 2018-2019 учебный год
Разработали : Титкова Н. Н.
Сеидова Л. Н.
Быково, 2018 г.
Кружковая работа в первой младшей группе
Публикация «Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель программы :
Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать : палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т. д.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Так как дети от 2 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то в образовательной деятельности лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-4 года и рассчитана на один год обучения.
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, подгрупповые групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Предполагаемые навыки и умения детей к 3-м годам
Традиционные методы Нетрадиционные методы
Интересуются рисованием Имеют стойкий интерес к изодеятельности
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют
Ритмично наносят штрихи, пятна Украшают изделие различными способами
Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет)
Изображают предметы Создают простейшую композицию из нескольких предметов
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки
Предполагаемый результат:
• Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
• знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
• передает различие предметов по величине;
• ритмично наносит штрихи, пятна;
• рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
• рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
• создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
• знаком с нетрадиционной техникой рисования : пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
• украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Перспективный план работы кружка «Солнышко в ладошках»
Месяц Дата проведения Занятие Цель
Сентябрь
5.09.2018 «Картинки на песке» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.
14.09.2018 «Листочки танцуют» Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма
19.09.2018 «Весёлый человечек» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка.
28.09.2018 «Помидорки на грядке» Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
Октябрь
3.10.2018 «Мой веселый звонкий мяч» Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
12.10.2018 «Розовый букет» Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.
17.10.2018 «Весёлые мухоморы» Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
26.10.2018 «Разноцветные шарики» Рисование овальных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (шарики на ниточке)
Ноябрь
7.11.2018
«Волшебные листочки» Учить детей закрашивать вырезанные формы.
16.11.2018 «Ягодка за ягодкой «(на кустиках) Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками.
21.11.2018 «Моя любимая чашка» Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.
30.11.2018 «Первый снег» Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.
Декабрь
5.12.2018 «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» Создание образа ё жика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.
14.12.2018 «Рябинка» Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования.
19.12.2018 «Зажигаем огоньки» Учить наносить яркие мазки на темный фон.
28.12.2018 «Маленькой ёлочке холодно зимой» Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Январь
15.01.2019 «Снежок порхает, кружится» Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
18.01.2019 «Весёлый снеговик» Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
23.01.2019 «Вот какие ножки у сороконожки» Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.
30.01.2019 «Снежок порхает, кружится» Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
Февраль
6.02.2019 «Весёлые рыбки» Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.
15.02.2019 «Автомобиль для папы» Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы
20.02.2019 «Мои любимые домашние животные» Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного.
28.02.2019 «Полосатые полотенца для лесных зверушек» Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)
Март
6.03.2019 «Мимоза для мамочки» Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.
15.03.2019 «Мои рукавички» Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
20.03.2019 «Вот какие у нас сосульки!» Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.
29.03.2019 «Жили у бабуси два весёлых гуся» Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями.
Апрель
3.04.2019 «Подснежники» Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
12.04.2019 «Солнышко лучистое» Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.
17.04.2019 «Божьи коровки на лужайке» Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
26.04.2019 «Цветочек радуется солнышку» Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг. Развивать чувство композиции.
Май
15.05.2019 «Вот какой у нас салют!» Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
18.05.2019 «Птички – невелички» Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).
24.05.2019 «Мать-и-мачеха» Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
30.05.2019 «Цыплятки» Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов