Приложение МААМ

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Наталья Дубровина
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наталья Дубровина

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4»

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста в доме ребенка составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, соответствует современным требованиям и составлена в соответствии ФГОС ДО, а так же позволяет реализовать содержание образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

В программе учтены и представлены все ее необходимые составляющие:

- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;

- заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми по каждому виду детской музыкальной деятельности; на каждом этапе усвоения материала приведены показатели развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание и оказать ему развивающую коррекционную помощь;

- учтен оздоровительный компонент, содержание, которого сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.

Содержание программы предусматривает тесную связь с художественным словом.. Работа включает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:

- иллюстрации;

- дидактический материал;

- малые скульптурные формы;

- игровые атрибуты;

- музыкальные инструменты;

- музыкальные диски.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и воспитателя.

Основная задача «Коррекционно-развивающей программы по музыкальному воспитанию» — введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Основные цели и задачи

Цель: Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от 2 месяцев до 4 лет, соответствующее их возрастным возможностям: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания с целью преодоления негативных последствий основного дефекта.

Задачи

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

2. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыальной культуре.

3. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

4. Развивать коммуникативные способности.

5. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в по-вседневной жизни.

6. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

7. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

8. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

9. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах.

Методические принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.

* Стеснительность, застенчивость.

* Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода

* Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога -акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

* Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

* Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. 0дним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более' высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для наших маленьких детей. Тон педагога должен быть спокойным, добрым. Улыбка обязательна.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использо-вано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Программные компоненты

Материал работы изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:

* характеристика возрастных возможностей;

* задачи овладения ребенком деятельностью;

* содержание (музыкальный репертуар);

* показатели музыкального развития ребенка.

Структура

Структурирование работы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На каждом этапе представлены все виды детской музыкальной деятельности:

-слушание музыки;

-детская исполнительская деятельность (пение, музыкально ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

-детская музыкально-творческая деятельность.

Репертуар

Репертуар пособия подобран из музыкальных произведений народной, авторской класси-ческой и современной музыки.

Направления работы

1. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов.

2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки.

3. Развитие речи в процессе пения-подпевания.

4. Развитие музыкально-слуховых представлений.

5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики.

6. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами).

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Логоритмические игры.

9. Игры - потешки.

10. Игры с предметами.

11. Игры - массаж.

12. Игры с подражательными, имитационными движениями.

13. Игровая гимнастика.

14. Хороводные игры и танцы под пение взрослого.

15. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками.

16. Инсценировки песен, сценок.

17. Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия деятельности нервной системы).

Реализация

Для реализации программы необходима наиболее продуктивная в настоящее время личностно-ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Содержание

Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только на музыкальных занятиях, но и на вечерах досуга, утренниках, в самостоятельной игровой деятельности, на логоритмических занятиях, слушании классической музыки.

Формы работы

С педагогами С детьми

-тетради связи - музыкальные занятия

-консультации - логоритмические занятия

-индивидуальные беседы - слушание классической музыки

-выступления на МПС - развлечения

-проведение открытых занятий - утренники

-репетиции - посещение театра, музея

выставки

Развитие способностей детей

Психомоторных творческих познавательных коммуникативных

-чувство ритма,

музыкального слуха,

памяти, внимания,

умение согласовывать движения с музыкой; мышечную сиу, гибкость, координационные способности

-выразительность, пластичность, изящество, артистизм, нестандартность танцевальных движений;

-самостоятельного движения под музыку - мышления,

- познавательной активности,

-воображения,

-находчивости,

-расширение кругозора -вербальные средства

общения,

-невербальные

средства

общения,

-чувства товарищества,

-инициативу,

-отзывчивость,

-выдержку,

согласованность

действий,

-контактность

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура» Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание» Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественное творчество» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-дефектолога

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать:

- структуру речевого нарушения;

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

- всесторонне развивать личность дошкольника.

И учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Учитель-дефектолог:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

- развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координация движений;

- умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- воспитание темпа и ритма дыхания и речи;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие просодики;

- развитие фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-дефектологами.

• План взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год.

• Тетрадь взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

• Участие учителей-дефектологов на музыкальных занятиях, в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Учитель-дефектолог Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце.

Развитие речевого дыхания Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Большое значение имеет индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии по согласованию с музыкальным руководителем, если график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Учителя-дефектологи имеют дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, педагог может непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей, бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта. При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и учителя-дефектолога в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним. Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения, вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка, эмоциональная (поддержать ребёнка).

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа «Я все смогу» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ВСЕ СМОГУ!» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Подготовила: Жантимирова.

Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Пояснительная записка На современном этапе развития системы.

Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №24.

Проект по музыкальному воспитанию в ДОУ «Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей младшего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Разработала: музыкальный руководитель Сарафанова.

Развивающая игра в группе и на улице «Бизиборд» для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающая игра в группе и на улице «Бизиборд» для детей младшего дошкольного возраста Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками. Это полезные игры на усидчивость, внимательность,.

Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» .

Развивающая предметная среда в группах раннего и младшего дошкольного возраста своими рукамиРазвивающая предметная среда в группах раннего и младшего дошкольного возраста своими руками Развивающие дидактические игры для детей раннего и младшего возраста своими руками. Игра — это потребность растущего детского организма.

Развивающая предметно-пространственная среда по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ ИГРУШКИ И ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Развивающая образовательная среда - та, которая «способна.

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 08:22
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дубровина (УИ 250341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД