Наталья Дубровина
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Дубровина
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4»
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста в доме ребенка составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, соответствует современным требованиям и составлена в соответствии ФГОС ДО, а так же позволяет реализовать содержание образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
В программе учтены и представлены все ее необходимые составляющие:
- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;
- заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми по каждому виду детской музыкальной деятельности; на каждом этапе усвоения материала приведены показатели развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание и оказать ему развивающую коррекционную помощь;
- учтен оздоровительный компонент, содержание, которого сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.
Содержание программы предусматривает тесную связь с художественным словом.. Работа включает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации;
- дидактический материал;
- малые скульптурные формы;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные диски.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и воспитателя.
Основная задача «Коррекционно-развивающей программы по музыкальному воспитанию» — введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Основные цели и задачи
Цель: Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от 2 месяцев до 4 лет, соответствующее их возрастным возможностям: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания с целью преодоления негативных последствий основного дефекта.
Задачи
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
2. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыальной культуре.
3. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
4. Развивать коммуникативные способности.
5. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в по-вседневной жизни.
6. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
7. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
8. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
9. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах.
Методические принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
* Стеснительность, застенчивость.
* Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода
* Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога -акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
* Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
* Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. 0дним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более' высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для наших маленьких детей. Тон педагога должен быть спокойным, добрым. Улыбка обязательна.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использо-вано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Программные компоненты
Материал работы изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:
* характеристика возрастных возможностей;
* задачи овладения ребенком деятельностью;
* содержание (музыкальный репертуар);
* показатели музыкального развития ребенка.
Структура
Структурирование работы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На каждом этапе представлены все виды детской музыкальной деятельности:
-слушание музыки;
-детская исполнительская деятельность (пение, музыкально ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
-детская музыкально-творческая деятельность.
Репертуар
Репертуар пособия подобран из музыкальных произведений народной, авторской класси-ческой и современной музыки.
Направления работы
1. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов.
2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки.
3. Развитие речи в процессе пения-подпевания.
4. Развитие музыкально-слуховых представлений.
5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
6. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами).
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Логоритмические игры.
9. Игры - потешки.
10. Игры с предметами.
11. Игры - массаж.
12. Игры с подражательными, имитационными движениями.
13. Игровая гимнастика.
14. Хороводные игры и танцы под пение взрослого.
15. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками.
16. Инсценировки песен, сценок.
17. Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия деятельности нервной системы).
Реализация
Для реализации программы необходима наиболее продуктивная в настоящее время личностно-ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Содержание
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только на музыкальных занятиях, но и на вечерах досуга, утренниках, в самостоятельной игровой деятельности, на логоритмических занятиях, слушании классической музыки.
Формы работы
С педагогами С детьми
-тетради связи - музыкальные занятия
-консультации - логоритмические занятия
-индивидуальные беседы - слушание классической музыки
-выступления на МПС - развлечения
-проведение открытых занятий - утренники
-репетиции - посещение театра, музея
выставки
Развитие способностей детей
Психомоторных творческих познавательных коммуникативных
-чувство ритма,
музыкального слуха,
памяти, внимания,
умение согласовывать движения с музыкой; мышечную сиу, гибкость, координационные способности
-выразительность, пластичность, изящество, артистизм, нестандартность танцевальных движений;
-самостоятельного движения под музыку - мышления,
- познавательной активности,
-воображения,
-находчивости,
-расширение кругозора -вербальные средства
общения,
-невербальные
средства
общения,
-чувства товарищества,
-инициативу,
-отзывчивость,
-выдержку,
согласованность
действий,
-контактность
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура» Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание» Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
«Социализация» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Художественное творчество» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Чтение художественной литературы» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-дефектолога
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
И учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Учитель-дефектолог:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
- развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координация движений;
- умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- воспитание темпа и ритма дыхания и речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие просодики;
- развитие фонематического слуха.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя
с учителями-дефектологами.
• План взаимодействия учителей-дефектологов с музыкальным руководителем на учебный год.
• Тетрадь взаимодействия.
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
• Участие учителей-дефектологов на музыкальных занятиях, в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Учитель-дефектолог Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце.
Развитие речевого дыхания Скороговорки.
Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика.
Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. Хоровое пение. Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
Большое значение имеет индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии по согласованию с музыкальным руководителем, если график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Учителя-дефектологи имеют дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, педагог может непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей, бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта. При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и учителя-дефектолога в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним. Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения, вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка, эмоциональная (поддержать ребёнка).