Светлана Чебоксарова
Программа по скорочтению «Читай-ка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СКОРОЧТЕНИЕ
Программа дополнительного образования
детей 5-6 лет «Читай – ка»
срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Будущему школьнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи – чтения и письма.
Публикация «Программа по скорочтению „Читай-ка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразы, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Настоящая программа и учебно-тематический план дошкольного возраста основана на духовно-нравственной направленности обучения и воспитания.
Направленность программы.
Программа «Читай - ка» по содержанию является образовательной,
по функциональному предназначению – социально-педагогическая,
по форме организации – кружковой;
по времени реализации – одногодичной.
Программа разработана с учетом требований к программам, адресованным дошкольникам.
Новизна программы :
Особенностью программы «Читай - ка» является использование элементов методики Н. А. Зайцева для детей дошкольного возраста. В основу избранной методики положены идеи развивающего обучения с опорой на работу с кубиками и таблицами. Программа нацелена на формирование умения детей читать и подготовки руки к письму. Обучение чтению следует звуковым методом. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов.
Актуальность программы.
Программа «Читай - ка»- это обеспечение адаптации детей к систематическому школьному обучению. Так как в городе нет специальных школ по подготовке детей к обучению родной речи, не систематизирован материал в соответствии с задачами подготовительного к школе периода, то программа «Читай - ка» рассчитана на детей, имеющих разный уровень готовности для обучения чтению. Создаются реальные условия для развития способностей каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Программа предусматривает теоретические и практические части занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности. В программе используются разнообразные формы изучения и закрепления учебного материала: рассказ, беседа, викторина.
Лексические темы занятий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, материал способствует развитию навыков аудирования и говорения, эмоциональной сферы ребенка, творческого воображения, фантазии.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, добровольность. В программе используются методы : объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, а также активные методы, как дифференцированное обучение, инсценирование, викторины.
Метод контроля и управления образовательным процессом включает тестирование, игровые и проективные методики.
В программе используются технические средства обучения: аудиозаписи, карты, схемы, карточки, тексты. Каждое занятие по форме комплексное, включающее в себя тематику разных разделов программы.
На занятиях используются игры на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря: «Угадай по описанию», «Магазин», «Каждую птицу на свое место», «Уточним цвет предметов» и др. Игры и упражнения по звуковой культуре речи: «Определим первый звук в слове», «Цепочка слов», «Кто в домике живет», «Найди пару», «Поезд» и др.
Для снятия статистического напряжения в занятиях используются физкультминутки, пальчиковые игры: «Дружба», «В гости», «Птица и птенцы», «Мальчик с пальчик» и др.
Цели программы :
Подготовка дошкольников к обучению чтению, развитие речи.
Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Формирование фонематического слуха, обучение звукобуквенному анализу слов, обогащение словарного запаса.
Развитие психических процессов (внимания, памяти).
Задачи программы :
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения,
-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновать свои суждения,
-развитие кругозора, интеллекта, личностных качеств;
-развитие умения общения со сверстниками, с взрослыми;
-развития умения говорения и слушания, чтения;
-развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
-расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребенка,
-расширение круга понятий, образов, обогащение словаря и первые шаги в осмыслении своего речевого опыта,
-развитие памяти и речевой культуры ребенка,
-развитие умений пересказывать небольшие литературные произведения поучительного характера (сказки, рассказы,
-предупреждение ошибок в чтении и письме,
-обучить ребенка самостоятельно мыслить и четко выражать свои мысли,
-научить ребенка говорить свободно и ясно,
-развитие пластики детской руки.
Отличительные особенности программы.
В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика, каждый из которых предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, в программе используются такие методы воспитания, как воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, отношениями. Практические занятия связаны с использованием материала для развития мелкой моторики рук, для этой цели служат цветные клубочки ниток для перематывания, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь) и др.
Технические средства обучения - просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей - все это дает возможность в более полной мере реализовать задачи обучения и воспитания.
В программе обращается внимание на структуру взаимодействия педагога и детей. В программе предусмотрен переход от простого к сложному. Для обогащения и активизации словаря ребенка в программе предлагаются игры по различным лексическим темам.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет.