Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Елена Евстигнеева
Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

2015–2016 г. г.

Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Пояснительная записка.

«Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К. И. Чуковский

Публикация «Программа по самообразованию „Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получить разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.

Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций.

В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Актуальность:

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими).

Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

.

Задачи:

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать перспективный план работы с детьми;

5. Разработать проекты по познавательному развитию детей : «Белоствольная красавица», «Овощи и фрукты», «Маленькие почемучки», «Книжкина неделя», «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры», «Светофор и малыши».

6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность);

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.

- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.

- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.

Этап подготовительный.

Содержание деятельности

Изучение методической литературы:

1. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

2. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

5. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

* Регулярный просмотр интернет ресурсов

- www.nsportal.ru

- www. maam.ru.

- www.detskysad.ru

- www.doskolnik.ru

- www.planetadetstva.net

Курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, круглые столы:

* Участие в мастер-классах, семинарах, ГМО по познавательному развитию.

* Посещение курсов повышения квалификации

Предполагаемый результат: Формирование теоретической базы

Сроки и формы отчета: Обзор методической литературы по теме самообразования на педчасах, семинарах-практикумах, декабрь, 2015 г.

Этап практический.

Содержание деятельности

Анкетирование родителей по темам: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Ваши пожелания и ожидания».

Организация предметно-пространственной среды : создание уголка по экспериментированию, пополнение необходимыми материалами и оборудованием.

Оформление стенда детских творческих работ «Летние деньки».

Разработка и реализация проекта «Белоствольная красавица».

Проведение бесед: «Почему береза белая», «Откуда берется березовый сок»; составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе;

подбор загадок, пословиц, поговорок, стихотворений о березе;

подбор и выставка художественной литературы о березе; продуктивная деятельность : «Люблю березку русскую»- рисование, «Пенек»- лепка, «Ветка березы»- аппликация.

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей на учебный год».

Разработка и реализация проекта «Маленькие почемучки»

Разработка серии конспектов по экспериментированию

Разработка картотек игр-экспериментов с водой и песком.

Разработка памяток для родителей.

Создание лаборатории «Почемучка».

Разработка и реализация проекта «Овощи и фрукты»

Подбор дидактических игр «Угадай по описанию», «Что лишнее», «Назови одним словом»

Подбор художественной литературы

Разработка и организация проекта «Книжкина неделя»

Проведение бесед «Какие книжки читают дома», «Какие бывают книги»,драматизация сказки «Колобок», организация выставки «Книга мой лучший друг», подборка дидактических игр «Назови сказку», «Сложи картинку», «Дорисуй героя», продуктивная деятельность «Дорожка для колобка»- рисование, «Снесла курочка яичко»- лепка, «Домок-теремок».

Организация выставки поделок и рисунков детей «Елочка». Участие в конкурсе на лучшую поделку.

Утренник для родителей «Новогодняя сказка».

Разработка и реализация проекта «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».

Проведение дидактических игр «Что изменилось», «Сложи картинку», «Детеныши домашних животных»

Публикация на сайте «Формирование познавательной активности посредством дидактических игр».

Конкурс рисунков и поделок «Зимние фантазии»

Помощь в сооружении снежных построек и ледяной горки.

Конкурс поделок «23 февраля».

Развлечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества.

«Конкурс рисунков «Букет для мамы»

Праздничный утренник, посвященный Дню 8 Марта.

Разработка и реализация проекта «Светофор и малыши».

Подборка дидактических игр : «На дороге», «Подумай – отгадай», «Один-много», «Назови машину», проведение НОД «Наш друг- светофор», беседы: «Как переходить улицу», «На чем люди ездят», «Что мы видели на улице», «Правила поведения на дороге», продуктивная деятельность : «Светофор»- аппликация

Вовлечение родителей к организации развивающей среды на участке детского сада.

Предполагаемый результат: Выступление на педсовете ДОУ с использованием презентации.

Распространение опыта работы на педсообществе.

Распространение опыта.

Этап аналитический.

Содержание деятельности.

Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования

Оформить результаты изучения темы

Публикация статей на сайте ДОУ «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»

Публикация статей на сайте на личной странице:

- Проект «Будущий первоклассник»;

- «Игра- дело серьезное»;

- Родительское собрание на тему: «Воспитание ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни. Развитие мотивации к сбережению своего здоровья»;

- Проект «Белоствольная красавица»;

- Проект «Овощи и фрукты».

Предполагаемый результат:

Выступление на педсовете ДОУ с использованием презентации.

Распространение опыта работы на педсообществе.

Распространение опыта.

Накопление материала.

Публикации по теме:

План по самообразованию 2015–2016 г. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности План по самообразованию музыкального руководителя "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности". Начала.

План по самообразованию педагога-психолога на 2015–2016 учебный год План по самообразованию педагога-психолога на 2015-2016 учебный год Тема: «Интеграция в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в русле.

План работы по самообразованию на 2015–2016 год по теме «Социально-коммуникативное развитие» План работы по самообразованию на 2015 – 2016г. Воспитателя Середениной Светланы Ивановны Тема: «Социально – коммуникативное развитие» Сентябрь.

План работы по самообразованию на 2015–2016 год по теме «Значение игры в развитии личности» План работы по самообразованию на 2015-2016 год. Тема: Введение. Игра -доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год «Речевое творческое развитие как условие полноценного развития детей» Тема: «Речевое творческое развитие как условие полноценного развития детей». ЦЕЛЬ:Повышение своего профессионального мастерства, практического.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год «Экологическое образование в детском саду» Цель: изучить литературу по экологическому образованию в детском саду; сформировать у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильное.

План самообразования воспитателя на 2015–2016 учебный год Тема: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников средством дидактической игры. Цель: повысить свой теоретический уровень.

Рабочая программа музыкального руководителя на 2015–2016 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Тиханович Галины Васильевны ВВЕДЕНИЕ На основании Федерального государственного образовательного.

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2015–2016 год Рабочая программа педагога- психолога. Подготовила : Синицына Татьяна Михайловна. Педагог-психолог Детского сада № 104 ОАО "РЖД". 1. Пояснительная.

Рабочая программа воспитателя в подготовительной к школе группе по программе «Детство» в соответствии с ФГОС на 2015–2016 год Содержание I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Характеристики особенностей развития детей 6 – 7 лет. 1.3 Цели, задачи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 13:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евстигнеева (УИ 312610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД